Содержание
Коленчатый вал: назначение и принцип работы
Коленвал — это одна из главных деталей любого современного автомобиля. Благодаря этому узлу машина получает возможность перемещаться в пространстве, поэтому за его исправным состоянием нужно внимательно следить. Для этого требуется периодическая диагностика, которую можно получить, записавшись на обслуживание в автосервис Oiler.
С конструктивной точки зрения устройство представляет собой несколько шатунных шеек, соединенных щеками. Последние выполняют возвратно-поступательные движения одновременно с работой двигателя.
Если рассмотреть более детально, как устроены коленчатые валы, нужно разобраться с основными частями этих компонентов:
-
Шатунная шейка — элемент, обеспечивающий контакт шатунов с коленвалом. Имеет масляные каналы, через которые устройство смазывается в процессе работы.
-
Коренная шейка — основная часть устройства. Размещена на подшипниках.
-
Щеки — нужны для соединения шеек друг с другом.
-
Противовесы — предусмотрены для уравнивая веса отдельных частей детали.
-
Носок — имеет зубчатое колесо и шестерни. В определенных моделях оснащается дополнительным компонентом — демпфером.
-
Хвостовик — предназначен для соединения с маховиком.
Назначение и устройство коленчатого вала зачастую одинаковы у всех транспортных средств. Однако некоторые параметры элемента могут различаться, например, их форма и внешний вид. Это зависит от места расположения цилиндров и количества тактов в агрегате.
Коленвал: для чего нужен узел
Чтобы понять, какие функции выполняет коленчатый вал, изучим принцип работы двигателя:
-
Во впускном коллекторе создается горючая смесь, которая перемещается в камеру сгорания одновременно с движением поршня.
-
Клапаны закрываются, а смесь сжимается в цилиндрах и воспламеняется.
-
Возникающее термическое расширение давит на поршень, заставляя его двигаться вниз.
-
Кривошипно-шатунный механизм преобразует тепловую энергию, создавая крутящий момент. За счет этого обеспечивается движение автомобиля.
Исходя из этого становится понятно, что делает коленвал: устройство принимает на себя каждое движение поршней, вращаясь одновременно с каждым циклом работы двигателя. Впоследствии крутящий момент передается на колеса машины посредством трансмиссии.
Можно ли изменить характеристики коленвала
Одна из главных характеристик этого устройства — радиус кривошипа. Так называется расстояние между осями шеек. Длина хода поршня равна двум радиусам кривошипа. По этому параметру определяется объем цилиндров в силовой установке.
Зная, для чего предназначен коленчатый вал и как он устроен, некоторые автомобилисты решают изменить его показатели. Для этого подбирается определенное соотношение длины хода поршня и диаметра цилиндра. Это позволяет улучшить определенные характеристики мотора. Впоследствии двигатель может стать:
-
Длинноходным (при большом диаметре цилиндра) — улучшение топливной экономичности и обеспечение высокого крутящего момента при работе мотора на низких оборотах.
-
Короткоходным (при малом ходе поршня) — увеличение мощности за счет повышения скорости вращения.
Обратите внимание: подобные процедуры следует доверять только опытным специалистам. При попытке самостоятельно изменить конструкцию коленвала есть риск его поломки или деформации.
Коленвал: где находится устройство
Разобравшись, как устроен коленчатый вал, давайте детальнее рассмотрим его расположение в автомобиле. Этот узел установлен в картере силового агрегата. Возле коренных шеек устройства находятся упорные кольца, которые не позволяют элементу двигаться вдоль своей оси.
Специальные посадочные места в нижней части мотора — это то, на чем лежит коленвал. Однако в оппозитных узлах устройство расположено выше, непосредственно в центре силовой установки. В других видах транспортных средств, работающих на двигателе внутреннего сгорания, расположение элемента может отличаться в зависимости от конструктивных особенностей мотора.
Чем фиксируется коленвал — зависит от конструкции как этого элемента, так и смежных узлов. Зачастую его монтируют при помощи коренных подшипников, закрепленных сверху специальными крышками. Однако вместо них могут применяться шатунные или шариковые. Со стороны как носика, так и хвостовика, устанавливаются сальники.
Почему не проворачивается коленвал в машине
Самая распространенная проблема, с которой сталкиваются автовладельцы — туго крутится коленвал после капиталки. В отдельных ситуациях двигатель не проворачивается вообще. Это может сигнализировать о серьезных проблемах с силовым агрегатом, поэтому для диагностики следует обратиться в автосервис.
Существует много причин, почему зажимает коленвал. Вот наиболее распространенные:
-
Деформировалась или порвалась цепь газораспределительного механизма. Чтобы проверить ее, механики демонтируют смежные комплектующие. Это позволяет получить доступ к компоненту, который внимательно осматривают.
-
Если цепь натянута и не повреждена, ее тоже придется снять. После этого специалисты снова пытаются провернуть коленчатый вал. В случае, если это не помогло, придется разбирать всю силовую установку, так как проверить состояние коленчатого вала другим способом невозможно.
-
Если подтвердится заклинивание двигателя (проворот шатунного или коренного вкладыша), потребуется капитальный ремонт. В ряде случаев достаточно заменить только деформированный вкладыш, но такие ситуации — редкость.
Распространенные неисправности коленчатого вала
У большинства автомобилистов не возникает вопроса, как понять, что сломался коленвал, потому что такая поломка сопровождается очень громким грохотом в области мотора. При этом элемент может как обломиться, так и треснуть. В обоих случаях он подлежит замене и установке новой детали.
Давайте детальнее рассмотрим, какие проблемы могут возникнуть с этим устройством:
-
Если лопнул коленвал, признаки могут быть разными, но во всех случаях это негативно отразится на работе силового агрегата. Если элемент обломился, продолжать движение на машине вы не сможете. Причины также могут отличаться: заводской брак, низкокачественная и дешевая запчасть, последствия гидроудара и так далее. Для устранения неисправности нужно заменить поврежденный компонент.
-
Проворот вкладышей — это распространенная поломка коленвала, вызванная неправильной работой смазочной системы. Зачастую это происходит из-за несвоевременной замены моторного масла или неполадок в работе масляного фильтра. Для решения проблемы требуется ремонт всей системы смазки.
-
В некоторых ситуациях в автомобиле может испортиться один из опорных подшипников. Если это произошло, нужно знать, как перепресовать коленвал. Так называется процедура, благодаря которой механики получают доступ к сломанным комплектующим. Доверять этот процесс нужно только опытным специалистам, так как при неаккуратном обращении можно повредить сам коленчатый вал.
Как определить износ коленчатого вала
Узнать, когда надо менять коленвал, можно по характерному металлическому стуку. Он свидетельствует о сильном износе этого компонента. Обычно деталь служит около 300 тыс. км пробега, поэтому ее замена не предусмотрена регламентом техобслуживания и выполняется по мере необходимости.
Зная, как стучит коленвал, рекомендуем вам обращаться в автосервис Oiler, как только в машине появился посторонний шум. Наши механики качественно отремонтируют узел и установят новые запчасти. Записаться на обслуживание можно на нашем сайте или по телефону.