ОТ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВА

Возникновение во второй половине XX века глобальных кризисов и глобальных проблем обозначило критический предел техногенного цивилизационного развития. Осознание необходимости коренной трансформации стратегий человеческой деятельности придало особую актуальность экологи­чески чистым ресурсам развития.

Грядущее общество, которое все чаще понимается как ко- эволюционное, как новый способ взаимодействия общества и природы, обре­чено, если не будет предотвращена надвигающаяся экологическая катастро­фа. Человек должен перестроить свои взаимоотношения с природой. Поэто­му общество будущего должно быть обществом экологического гуманизма. Человек должен осознавать приоритетное начало в любой своей деятельно­сти законов природы.

Императивы индустриального общества сформировали антропоцентри­ческое мировоззрение — природа мастерская, а человек в ней хозяин.

Под давлением «кошмарных» экологических фактов в мире постепенно происходит отступление от концепции покорителей природы в пользу кон­цепции органического единства и взаимосвязи природы и общества. Будущее общество должно быть обществом, где экологизируется в максимальной сте­пени не только индустрия, но и все остальные сферы жизни общества. На­правляющим движением прогресса должно стать именно экологическое ми­ровоззрение.

В настоящее время многие сферы жизнедеятельности людей и, в пер­вую очередь, предпринимательская деятельность являются иллюстрацией примата экономики над экологией.

В целях обеспечения устойчивого развития необходим принципиально иной подход к развитию экономики и каждого индивидуума. В связи с этим представляется целесообразным для стабилизации экологического состояния сосредоточить внимание на решении первостепенных задач:

  1. Разработка комплексной государственной программы восстановления окружающей природной среды.
  2. Законодательное определение зон экологического бедствия с введением в них особого режима хозяйствования.
  3. Усовершенствование ценовой политики с учетом экологических свойств продукции.
  4. Усовершенствование системы платежей за загрязнение окружающей при­родной среды.
  5. Изменение налоговой политики путем освобождения от налогов части прибыли, направляемой на природоохранные мероприятия.
  6. Создание системы экологической сертификации, лицензирования и экс­пертизы проектов и регионов, создание современной системы монито­ринга.
  7. Создание экономического механизма и нормативной базы совершенство­вания и внедрения экологически чистых технологий и продуктов.
  8. Проведение эколого-экономической оценки природно-ресурсного потен­циала России и ее регионов.
  9. Расширение международного сотрудничества в области охраны окру­жающей среды, разработки — международного экологического законода­тельства.
  10. Развитие экологического образования и воспитания с учетом националь­ных и региональных особенностей.

Очевидно, что эффективное решение многих задач по охране окру­жающей среды, в том числе и среды обитания человека, возможно только на основе правовой базы.

Экономические и этические средства оптимизации коэволюции систе­мы «человек-природа» в условиях рыночной экономики, разнообразия форм собственности должны опираться на прочный правовой фундамент. Не слу­чайно экологический гуманизм законодательно закреплен в статье 42 консти­туции РФ о праве каждого на благоприятную окружающую среду и впервые в нашей стране в новом Уголовном кодексе выделен раздел «Экологические преступления».

На примере Байкала можно видеть, к чему приводит отсутствие меха­низма реализации правового регулирования природопользования на феде­ральном уровне, отсутствие региональных нормативно-правовых ограниче­ний антропогенных воздействий на экосистему озера.

Экологические порывы становятся действенными только на правовой основе. Поэтому решение проблем нашего Байкала, равно как и всех эколо­гических проблем предполагает обязательный перевод их в рамки права. Вследствие этого экологическое сознание всегда должно выступать в ипоста­си эколого-правового. В настоящее время у нас в Иркутской области право­вой аспект (по отношению к экологии) вышел на первое место. Правоприме­нительные органы (по их собственным словам) решают больше юридические вопросы и, как ни парадоксально, нуждаются больше в кадрах юристов, чем экологов. Закон, безусловно, является мощнейшим фактором оптимизации экономических и экологических проблем. Но реализация ключевого страте­гического направления развития общества в качестве необходимого условия включает внутренний регулятор — эколого-правовое сознание.

Экологическое сознание, шире — экологическая культура, не формиру­ется автоматически, а скорее является результатом процесса экологизации общества. Поэтому наше общество сможет быть устойчивым, в соответствии с «Концепцией перехода РФ к устойчивому развитию» (Указ Президента РФ №440 от 1 апреля 1995г.), обеспечивающим прогресс во всех отношениях, при условии кардинальной перестройки общественного сознания (его пре­дельно широкой экологизации) и построения правового государства.

Поэтому работу по формированию эколого-правового сознания необ­ходимо начинать сегодня. Эколого-правовое сознание — совокупность взгля­дов, идей, теорий, отражающих проблемы взаимодействия общества и при­родной среды в плане оптимального их решения и мотивирующих правомер­ное поведение людей применительно к конкретным социальным и природ­ным возможностям. Эколого-правовое сознание выступает как необходимый элемент на пути к эколого-правовой культуре общества.

Эколого-правовая культура предполагает понимание природы не только как поставщика ресурсов, а как фундамента жизни общества. Общества, в котором высшей ценностью по отношению к природе служит принцип «не навреди», основанный на знании объективных законов экологии и преду­сматривающий юридически регулируемый отказ от любых проектов, кото­рые наносят невосполнимый ущерб окружающей среде или экологические последствия которых недостаточно изучены.

Без решения общих эколого-правовых проблем мы всегда будем сталки­ваться с ними при решении частных. Как ни дорог нам Байкал, закон о Бай­кале не станет для него панацеей. В проекте закона «О Байкале» преобладают нормы отсылочного характера и очень мало норм прямого действия. Поэтому в условиях, когда экологические беды нашего и других регионов множатся (свежий пример — Братское водохранилище), наряду с созданием системы фе­дерального и регионального экологического законодательства, важную роль должно сыграть эколого-правовое воспитание и образование.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector