ИЗОЛИРОВАННОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ НИЗКОГО МЕЖЛИЧНОСТНОГО СТАТУСА В ГРУППЕ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ПРОЯВЛЕНИЯМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Цинская Ю. Е.

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого факультет психологии, Тула, Россия

Глобальные перемены, происходящие сегодня в России, ведут к перестройке психологии человека, его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. И если для одних преобразования не столь болезненны, то для других они становятся личной трагедией, приводящей к дезадаптации и девиации.

Подростки наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков. Таких детей все больше отличает отчужденность, тревожность, одиночество, духовная опустошенность, ведущие к цинизму, жестокости, агрессивности и снижению коммуникативной активности. Подростковый возраст характеризуется бурными физиологическими изменениями в организме, и подростки часто бывают, недовольны своей внешностью, и из-за боязни быть осмеянными сверстниками неохотно идут на контакт, замыкаясь в себе. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело.

Обзор психологического статуса современного подростка позволяет констатировать проблему «лишенного человека», не нашедшего себя в мире, как одну из центральных проблем психологии. Проблема изолированности в подростковом возрасте является наиболее актуальной в настоящее время, т.к. низкий межличностный статус ведет к искажениям в развитии ребенка.

В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме межличностного неблагополучия. Научное изучение проблемы изолированности в современном обществе осуществляются в психологии, философии, психопатологии, социологии. В разработку теоретических аспектов проблемы изолированности заметный вклад внесли Дж. Морено, А. Камю, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Г. М. Андреева, Л. Я Гозман, Е.А Горшкова, Ю. А. Клейберг, Я. Л. Коломенский, А. М. Прихожан и др.

Целью исследования является: оптимизация межличностных отношений, направленная на повышение низкого статуса подростка, склонного к проявлениям девиантного поведения;

Объектом являются межличностные отношения в группе подростков;

Предмет — изолированность, как показатель низкого межличностного статуса у подростков, склонных к проявлениям девиантного поведения.

Гипотеза исследования: коррекционная работа, направленная на оптимизацию межличностных отношений позволит изменить низкий межличностный статус, т.е. снизить количество изолированных подростков, в группе детей склонных к проявлениям девиантного поведения.

Изучение проблемы межличностного неблагополучия, в том числе неблагополучия ребенка, подростка среди сверстников, имеет длительную историю. Первые собственно экспериментальные работы были выполнены Дж. Морено. С тех пор этой проблеме было посвящено большое количество исследований, в результате которых получено множество фундаментальных, теоретически и практически значимых фактов. Вместе с тем многие вопросы остаются недостаточно разработанными, что отражается, прежде всего, в неупорядоченности терминологии, описывающую данную проблемную область.      Для описания

неблагополучия человека в системе межличностных отношений или низкого межличностного статуса в литературе используются такие понятия и определения, как «изолированность», «отверженность», «непопулярность», «одиночество», «дети без друзей», « изолированность члена группы» и др.

В своей экспериментальной работе мы будем использовать термин «изолированность», т.к. во-первых, литературные данные убедительно свидетельствуют о том, что решающее значение имеет сам факт непринятия человека другими людьми, сверстниками, а не то, насколько сильно, активно, явно выражено это отвержение; во-вторых, используя понятие «изолированность», мы тем самым включаем изучение межличностного неблагополучия в более широкий научный контекст изучаемого в настоящее время в психологии явления изоляции.

Под изоляцией понимается — нарушение общения, обусловленное обособлением человека от других людей и связанное либо с физическими условиями, либо с недостатками основных каналов общения между людьми.

Изучение группы изолированных подростков позволил выявить особенности взаимодействия этих детей с окружающим миром. Дети, категории изолированных испытывают трудности в самостоятельном принятии решений, редко берут инициативу на себе, а в критической ситуации инициатива и вовсе сходит на «нет». Эти дети не стремятся занимать лидерские позиции, но все они хотят быть понятыми и принятыми. Такие дети избирательны в установлении близких доверительных отношений, поэтому, в большинстве случаев, у них наблюдается высокий уровень одиночества, который характеризуется его постоянным ощущением, ожиданием какого-либо звонка, или просьбы. Человек с высоким уровнем чувствует себя покинутым, заброшенным. У него постоянно возникает ощущение, что никто его не понимает, не разделяет его взглядов. Такое состояние является хроническим. Для изолированных детей преобладающей стратегией психологической защиты является инстинктивная агрессия. Дети данной открыто идут на конфликт, они эмоционально неуравновешенны, вспыльчивы, неадекватно реагируют на замечания и оскорбления.

Реализация коррекционно-развивающей программы, направленной на оптимизацию межличностных отношений, способствовала тому что, большинство детей группы изолированных смогли повысить свой статус и перешли в группу «принебрегаемых» . Дети, категории изолированных перестали испытывать трудности в самостоятельном принятии решений, стали более ответственными и инициативными. Но, несмотря на это, такие дети не стремятся занимать лидерские позиции. Для данной категории детей преобладающей психологической защитой стало агрессия и миролюбие, т.е. там, где происходит явственное ущемление их интересов, такие дети открыто вступают в конфликт, но в то же время некоторые конфликтные ситуации дети способны решать компромиссным путем. Таким образом, можно сделать вывод о наличие положительной динамики у детей склонных к проявлениям девиантного поведения.

Таким образом, раннее выявление психологических и физиологических особенностей ребенка способствует коррекции его поведения, прежде всего созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности, в связи, с чем возрастает роль психолого-педагогической диагностики и оптимизации межличностных отношений. Раннее проведение психологической диагностики позволяет выявить дефект в развитии психической деятельности, определить наклонности и тенденции в поведении и вовремя составить ориентированную на конкретного ребенка программу коррекции воспитания и образования

Литература:

  1. Клейберг, Ю.А. Девиантология / Ю.А. Клейберг — СПб.: Речь, 2007;
  2. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг — М.: Сфера, 2003.
  3. Коломенский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломенский — Минск: ТетраСистемс, 2000.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector