Существующие и существовавшие в мире буквенные и слоговые алфавиты резко разграничиваются по начертанию символов: те бывают или геометрическими, или округлыми (пример первого алфавита — руны, пример последнего — письмо деванагари). Первые алфавиты являются символическими, передающими информацию, вторые — интуитивными, передающими скорее впечатление, чувство от звука. Естественно, первые будут характерны для мужских, вторые — для женских культур. Примечательно и то, что большинство традиций имеет две формы алфавита: геометрическую, храмовую, и округлую, повседневную (яркий пример — египетское иероглифическое и иератическое письмо, еврейское квадратное и курсивное письмо и. пр.); в современности они разграничиваются как печатный и рукописный шрифт. Характерно и то, что заглавные буквы в современных европейских алфавитах всегда имеют более геометрический, более «печатный» вариант.
В алфавите любого языка, и не в одном начертании букв, но в их последовательности и расположении, будет заключаться синтез всей космогонической мудрости. Мы попытаемся показать это на примере латинского алфавита.
____________________________________________________________
Область Энергия Результат Материя Побочное
____________________________________________________________
Космоса А В С D
Индивидуальности Е F G H
Женского начала I K L M N
Материального творения О (Р)Q R S Т
Восхождения человека U V X Y Z
Заметим, что гласные дают лишь основной тон и указывают на план действия. Кроме того, установим, что вертикальная черта в букве обозначает возможность и материальное накопление, горизонтальная — энергию, дуга — развитие и возможность развёртывания.
А есть дух , его нисхождение сверху и его первое разделение, треугольник А — троичное начало. Очертание В указывает логос, точку космической силы, могущую развернуться из центра как вверх, так и вниз, Брахмана (от brih — расширяться). В деванагари Б представлено кругом, пересечённым наискось, созревшей почкой, готовой лопнуть.
D представляет собой мулапракрити, т.е. первоматерию, данную изначально, возможность космического развёртывания без импульса к нему. Само космическое творение и Шиву, бога-сына, исток мира, символизирует развёртывание С.
Е выражает индивидуальность, возможность проявления силы на трёх планах (три горизонтальные черты), и активным началом в сфере индивидуального пути будет выступать F — личная сила (энергия которой к земному плану гаснет и сходит на нет). Н поперечной линией обозначает препятствие и энергию сопротивления материи, уничтожение, смерть, и, опираясь на препятствия, смерти и ложный опыт, индивидуальный дух устремляется в путь, G, своим очертанием указующее на ступень восхождения (как и русское Г ) и развитие возможности большей силы и большего проявления.
I очерчивает план материи и женского начала. К или желание, устремление материи будет здесь активной силой. Символизм М, самой материи как возможности, слагается из вертикальных черт и V, права выбора как левого, так и правого пути. Их плодом будет L, любовь во всём спектре значения слова, соединяющая пассивно тяготение женского (вертикальная линия) и мужского (энергия, горизонтальная) начал. Однако материя, лишённая духа, становится N, препятствием, косным пленом вещей и личного обладания, ущербной материей и половиной М, дающей возможность только левого пути: падения и инволюции.
О двумя полудугами обозначает законченное и свершённое развитие. Р, то есть внешнее очертание, есть материя такого развития, но место в столбце принадлежит Q, Ку, устремлению к совершенствованию, творческой воле, которую указывает исходящий из О косой штрих. Опираясь на свою S, индивидуальность (две дуги указывают на возможность двоякого развития и спираль индивидуального восхождения), этот импульс оживляет форму Р, происходит рождение R, индивидуальное сотворение. Его внешнее проявление Т, приведённая в движение материя, необходимо только для материального мира.
Устремляя линии вверх, U выражает желание и также возможность, материю развития. Здесь активной силой человека будет V, сознательный выбор, а опорой — собственные накопления, Y, произносимый как короткое Й, т.е. принцип сохранения. Рисуемый как полукруг на линии, он символизирует возможность развития и чашу накоплений, как V на линии — возможность выбора и свободы. Их соединение создаёт X, реализацию четырьмя линиями возможности Y, свободного и совершенного человека, стоящего на земле и раскрывшего руки небу, соединившему начала мужское и женское. Однако индивидуальность, устремившаяся по ложному путь, создаёт личность эгоистичную, Z, левый поворот от индивидуальности S (ср. конечность Z и русское «Я — последняя буква в алфавите»). Так алфавит в своей динамике проходит от самого высокого к самому низкому.