Проблема уровней правового регулирования еще не получила должного исследования в отечественной науке и относится к числу актуальных. Особое значение она приобретает в настоящее время, когда идет процесс формирования новых представлений о праве и правовом регулировании, когда на смену позитивистскому приходит естественно- правовое видение проблем правового регулирования. В этой связи исследование проблем правового регулирования, в том числе и проблемы его уровней, не должно замыкаться только на государственном регулировании, как это было до сих пор.
В правовом регулировании общественных отношений необходимо прежде всего выделять такие два уровня, как непосредственное регулирование и государственное регулирование. Непосредственное регулирование является результатом прямого действия права, независимо от того, признано оно государством или нет. Право как определенная мера свободы всегда оказывает регулирующее воздействие на общественные отношения, даже если оно не признается государством. Государственное регулирование — это регулирование, осуществляемое нормами позитивного права. Такое регулирование может быть даже антиправовым, поскольку право и закон не всегда совпадают.
Государственное регулирование, поскольку оно исходит от официальной власти, является в государственно-организованном обществе доминирующим. Его, как правило, и считают правовым регулированием. Государственное регулирование обществешгых отношений тоже имеет два уровня: нормативный и индивидуальный. Их нередко называют видами правового регулирования, хотя на самом деле — это его уровни, так как индивидуальное правовое регулирование всегда носит под- нормативный характер и является продолжением нормативного правового регулирования.
Нормативный уровень связан с действием, функционированием норм позитивного права. На этом уровне происходит упорядочение определенных видов общественных отношений, в результате которого складывается общий (формальный) правопорядок. Общественные отношения. будучи урегулированными нормами права, превращаются в правоотношения. Но это еще общие правоотношения, поскольку ни субъекты, ни содержание этих правоотношений не конкретизированы. Нормы права, регулируя общественные отношения, лишь определяют, кто может быть участником этих отношений как правоотношений, какими юридическими правами и обязанностями эти участники буду!4 или могут обладать, при каких условиях у этих участников могут реально возникнуть соответствующие, но уже конкретные, правоотношения.
Правовое регулирование на индивидуальном уровне связано с упорядочением конкретных общественных отношений, которые возникают и складываются уже как правоотношения. На этом уровне происходит реализация юридических прав и обязанностей, ставших субъективными, и цели, заложенные в нормах права, достигают своих конкретных адресатов.
Переход с нормативного уровня правового регулирования на индивидуальный может происходить различными путями. В одних случаях конкретные правоотношения возникают сразу в силу закона, в друг их— при наличии соответствующих юридических фактов. Само же индивидуальное правовое регулирование может осуществляться либо самими участниками конкретных правоотношений (автономное регулирование), либо определенными компетентными органами (государственно- властное правоприменительное регулирование).
Уровни правового регулирования (государственного регулирования) можно рассмотреть и в других плоскостях. Так, учитывая использование государством централизованного и децентрализованного методов правового регулирования, можно говорить о соответствующих уровнях (централизованном и децентрализованном) правового регулирования. Принимая во внимание федеративное устройство нашего государства, следует выделять федеральный и региональный уровни правового ре1улирования. Кроме того, здесь же можно говорить о местном и локальном уровнях. Наконец, небезынтересно обратить внимание и на такие уровни правового регулирования, как международный и национальный (внутригосударственный), имея при этом в виду их взаимовлияние и даже взаимопроникновение.