ПОЧВЕННО-ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ- НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Цивилизация конца 20 века поставила человека и общество в совер­шенно новые условия. Антропогенная нагрузка на биосферу в текущем веке многократно возросла и приблизилась к критическим отметкам. Под влия­нием возрастающей антропогенной нагрузки нарушение равновесия био­сферы может наступить совершенно неожиданно и столь стремительно, что никакие действия людей уже ничего не смогут изменить.

Земляне к своему трагизму не ощущают реальности идущей катастро­фы. Сегодня мы не способны полностью оценить масштабы деградации пла­неты и последствия этого для будущих поколений. Лишь немногие пони­мают громадность потенциальной трагедии и лишь единицы представляют, что следует в связи с этим делать.

Проблема выживания человечества и сохранения биосферы не может быть решена в рамках существующей и господствующей в настоящее время парадигмы развития земной цивилизации, которую можно определить как технократическое природоподчиняющее и разрушающее развитие с приори­тетом экономических и национальных интересов. Именно в силу данной па­радигмы неэффективно существующее природоохранное движение.

Коль скоро в экономику не-заложен механизм предотвращения антро­погенного разрушения окружающей среды, то государства в экологическом отношении действуют по известной русской поговорке: гром не грянет — му­жик не перекрестится. Переход на подлинно экономические рельсы возмо­жен лишь при действительном принятии мировым сообществом не на сло­вах, а на деле, экологической парадигмы, означающей переход на эколого- технологическое природоохранное и восстановительное развитие с приори­тетом глобальных и культурных интересов человечества.

В свете новой парадигмы существенно по-иному предстают основные принципы взаимодействия природы и общества и задачи охраны окружаю­щей среды. Этой средой является естественно-историческая биосфера (в по­нимании В.И.Вернадского) со всеми ее узловыми структурно- функциональными составляющими, включая почвенный покров планеты, созданный долгой эволюцией Земли и являющийся узлом планетарных свя­зей.

Именно почва или педосфера является областью напряженного взаимо­действия различных приповерхностных геосфер, планетарным узлом с мно­гочисленными биогеоцентрическими, гидрологическими, атмосферными, общебиосферными и другими функциями. К сожалению, это не нашло еще должного понимания, следствием чего является односторонность теоретиче­ских подходов к природоохранной проблеме в целом, которые в большинстве своем нацелены фактически на сохранение лишь живой природы, оставляя в стороне биокостные (почвенные) детища эволюции Земли.

Теперь все более актуальным становится природоохранный этап как переходный от антропоцентризма через биоцентризм к природоцентризму, когда главной целью защиты окружающей среды становится не спасение ее отдельных компонентов (главным образом биологических), а сохранение природы как единого целого со всеми ее составляющими. В процессе досги- жения данной цели спасение почвенного разнообразия (сохранение на пред­ставительных площадях различных почвенных разностей) оказывается одной их центральных задач. Успех в решении этой задачи напрямую зависит от обеспечения необходимых предпосылок особой охраны почв и, в первую очередь таких, как: своевременное создание Красной книги почв; разработка теории охраны почв и природы в целом с позиций функционального подхо­да; прекращение дальнейшего нерационального освоения невозобновимых природных ресурсов; восстановление разрушенных ладшафтов и др. И ко­нечно же, успех напрямую зависит от обеспеченности квалифицированными кадрами различных организаций, чья деятельность прямо или косвенно оп­ределяет экологическую стабильность региона.

Социальный аспект экообразования предопределяет не только расши­рение, углубление знаний, совершенствование системы непрерывного эколо­гического образования в области наук о почве, но и создание возможностей практического применения знаний, проведения регионального социально- почвенно-экологического мониторинга.

В связи с этим мы видим два пути совершенствования системы эколо­гического образования: изменение структуры и сущности экологического об­разования и внедрение новых форм образования и воспитания.

Воспитание нового природоохранного мышления и культуры земле­пользования и земледелия — тот единственный путь и генеральная проблема сохранения естественно-исторической биосферы, от решения которой зави­сит само будущее нашей цивилизации. Поэтому усиленная разработка и вне­дрение теоретических и прикладных аспектов сохранения почвенной обо­лочки при совершенствовании системы непрерывного экологического обра­зования поможет внести весьма существенный вклад в дело сбережения ес­тественных ресурсов Байкальского региона как участка Мирового наследия.

В силу вышеупомянутых причин кафедрой Почвоведения Иркутского государственного университета разработан ряд почвенно-экологических обу­чающих программ, которые апробируются к разным уровням образования — младших, средних и старших классов общеобразовательных школ и лицеев, для усовершенствования учителей, для расширения знаний студентов разных специальностей и специализаций, для фермеров-профессионалов и садово- дов-любителей и т.п. Для внедрения новых форм обучения кафедрой предла­гаются такие активно-практические методы, как например: оценка почв дач­ного участка; создание почвенного паспорта пришкольного участка; прове­дение экологических экскурсий в Восточносибирском музее Почвоведения, экскурсионно-практические занятия в окрестностях г.Иркутска и др. Работа­ют комплексные экологические мониторинговые лаборатории по исследова­нию почв, состоящие из школьников, лицеистов, студентов и преподавате­лей.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector