Роднит белое движение и КПРФ еще один штрих – отношение к «еврейскому вопросу». Не секрет, что среди сегодняшних радикал-либералов, также как и среди коммунистов «ленинской формации» немало так называемых «русских евреев». Имеются в виду евреи по происхождению, но в значительной степени оторванные от традиционной еврейской культуры и религии, совершено русскоязычные, но не принявшие и русскую культуру как родную и оттого живущие с мироощущением человека без корней, космополита. Таковы пресловутые олигархи конца 20 века – Березовский, Ходорковский, Гусинской, Абрамович, но точно таковы же и большевики начала 20 века – Троцкий, Зиновьев, Каменев, Свердлов. Инвективы антисемитов и националистов против них, объявляющие их некими «агентами» иудаистского тайного заговора, конечно, смешны, мы уже говорили, что речь идет о людях, довольно-таки далеких от традиционного еврейства даже по бытовым привычкам и мировоззрению (покажите мне природного еврея-ростовщика, который с такой русской ширью будет швыряться богатством, как наши олигархи?). Но неправы и интернационалисты, желающие представить все так, что нет никакой разницы между коренными русскими и русскими евреями по мировосприятию и типу поведения…
Все это вызывало и вызывает среди вчерашних белых и сегодняшних красных неадекватную агрессивную и мифотворческую реакцию. Нельзя сказать, что все белые были антисемиты или чтобы тем более антисемитизм был существенным элементом их идеологии (тем более, как мы уже говорили, никакой четкой идеологии у них, в отличии от большевиков, не было). Напротив, кадетская верхушка белых, да и эсеровско-меньшевистские средние слои исповедовали интернационализм в европейском смысле. Случаи еврейских погромов на Юге России в период белой власти имелись, но носили спорадический и эмоциональный характер. В то же время и среди рядового состава Белых армий и среди низшего офицерства миф о еврейских заговорщиках, рядящихся в тогу марксизма, был силен и существовал в качестве фона на всем протяжении истории Белого дела. Более того, тема «еврейского заговора» широко представлена даже в агитационной продукции белых. Тем не менее это не мешало, между прочим, служить обрусевшим евреям в белых армиях.
То же самое мы видим и в КПРФ. Верхушка зюгановской Компартии официально всегда подчеркивает верность идеям интернационализма. В то же время даже в выступлениях высокопоставленных партийных чиновников или близких к партии политиков вроде Кондратенко или Макашова нередко проскальзывают выпады против «сионистов» и «жидов» (при этом политкорректно проводится различие между «жидом» как социальным типажом и евреем по национальности). А что касается рядового состава КПРФ и тем более, близких к нему кругов, то они – плодородная почва для самых примитивных «теорий заговора» с еврейской окраской. Редко встретишь газету ориентации, близкой к КПРФ, где не содержалось бы прозрачных намеков на еврейское происхождение олигархов и политиков-либералов (в то время как в чистых коммунистических изданиях маргинальных и малочисленных настоящих «марксистско-ленинских» партий (вроде партии Нины Андреевой) антисемитизмом и не пахнет, напротив, там мы всегда найдем классическое марксистское объяснение, что дело не в еврействе, а в борьбе классов). Более того, бытовой антисемитизм «правых коммунистов» получает своеобразное идеологическое обоснование: борьба Сталина и Троцкого трактуется здесь как борьба русских против евреев, себя «правые коммунисты» (то есть зюгановцы) считают наследниками Сталина и Молотова, но не Троцкого, Свердлова, Зиновьева и Каменева.
Вместе с тем, в самой современной Компартии немало евреев, и что самое важное элементы теоретического антисемитизма удивительным образом сочетаются с толерантностью по отношению к обрусевшим евреям-единомышленникам.