Власть и авторитет

 

Проблема сочетания власти и авторитета для руководителя актуальна всегда, поскольку это наиболее распространенные инструменты в его арсенале. Изначально принцип принуждения как проявление власти заложен в сущность любой организации, поскольку люди, составляющие ее, принуждают друг друга и самих себя к осуществлению определенных действий, и это является проявлением их воли.

Власть – ключ  к управленческой работе. Когда у менеджера есть власть, он может претворять в жизнь свои намерения. Одна из наиболее драматичных ситуаций в управлении, которую часто можно наблюдать – это руководитель, находящийся на позиции, дающей власть, но не имеющий реального влияния. При этом его подчиненные выполняют распоряжения нехотя, поскольку они слабо заинтересованы в решении конкретной проблемы или задачи.

Власть – это такое поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение, отношение и ощущение другого.  Власть – это принуждение человека совершать такие поступки, которые сам по себе он совершать не собирался. Формы проявления власти могут быть самыми различными. Это и шепот на ухо, и приставленный к горлу нож. Таким ножом может быть и забастовка, и угроза увольнения. Можно влиять и с помощью идей, например, К.Маркс не был членом ни одной политической организации.

Власть стоит за каждой организацией и подпирает ее структуры.  И хотя слово «власть» вызывает, как правило, отрицательные эмоции, без власти нет организации и нет порядка. Одновременно с этим власть имеет тенденцию развращать, а абсолютная власть – развращать абсолютно.

Вовсе не случайно считается, что если хочешь узнать человека – надели его властью, и она раскроет его сущность.  Примером этому может служить довольно известный эксперимент, проведенный в Стэндфордском университете. Совершенно случайно выбранные 24 молодых полностью здоровых мужчины были  также случайно разделены на «заключенных» и «тюремщиков» и помещены в условия настоящей тюрьмы. И хотя до проведения эксперимента эти люди хорошо относились друг к другу, однако уже на следующий день «тюремщики» почувствовав власть, стали буквально издеваться над «заключенными». После окончания эксперимента парни, бывшие «тюремщиками», были поражены переменами в своем поведении.

По Дж. Френчу и  Б. Равэну  источники власти могут классифицироваться следую­щим образом.

Власть вознаграждения. Этот источник возникает в том случае, если в распоряжении субъекта управления имеются какие-то предметы или нематери­альные ценности, которые воспринимаются объектом как важное средство для удовлетворения его потребностей. Причем, данная ценность переходит к объек­ту только лишь после выполнения всех необходимых действий. Под данный тип подпадает обычная система материального денежного стимулирования на лю­бом предприятии или в организации. То есть, любой работник, получая деньги или другие материальные блага за специально оговоренную ра­боту, тем самым показывает на практике реализацию механизма вознаграждения и действие власти вознаграждения.

 Власть принуждения (наказания). Действие этого типа  ос­новано на возможности отчуждения каких-либо ценностей от объекта управления в случае невыполнения директивных указаний с его стороны. Все мы в детстве не раз испытывали на себе этот механизм. Дэйвид Кипнис в книге «Брокеры власти» говорит: «Отдельные личности осуществляют власть путем принужде­ния, опираясь на силу, риторические способности, а также на возможность оказать или не оказать  поддержку другим людям».

 Легитимная (нормативная) власть. Действие легитимной власти осно­вано на законах или других нормативных актах, а также культурных традициях и обычаях, истинность которых не должна подвергаться сомнению со стороны выполняющих ее указания. Выразитель интересов легитимной власти действует в соответствии с теми нормами, которые заложены в законе или в положении. Эти нормы являются прописной истиной, принятой каким-либо социальным или политическим институтом. Эмпирически это выражается так. Приходит судебный исполнитель с постановлением суда и описывает все имущество пред­приятия. Управляющим предприятия приходится подчиняться, поскольку в случае неподчинения наступает уголовная ответственность за невыполнение решения суда.

    Власть эталона. Эталон определяется как набор личных качеств и ха­рактеристик индивида, которого стремится достичь отдельная личность или группа людей. Его действие основано на механизме внушения, при котором осуществляется некритическое, нерациональное восприятие передаваемой ин­формации и принятия ее на веру.

Харизма – это власть, построенная на  силе личных качеств или способностей лидера. Власть примера, или харизматическое влияние, определяется отождествлением исполнителя с лидером или влечением к нему, а также потребностью исполнителя в принадлежности и в уважении. Люди чаще испытывают влияние тех, кто обладает восхищающими их чертами характера, и кто является их идеалом, похожими на кого они хотели бы быть.  

  Существуют следующие характеристики харизматических личностей:

Обмен энергией. При общении с харизматическим лидером чувствуется приток какой-то силы, которая побуждает нас к действиям.

Внушительная внешность. Александр Македонский, Гай Юлий Цезарь, Алек­сандр Невский, Петр Первый вот примеры выдающихся людей своего време­ни, обладавших незаурядной внешностью.

Независимость характера. Данная черта характера лидера проявляется в том, что на его решения невозможно или почти невозможно оказать влияние сторонним людям. Его собственная точка зрения на любую проблему является главной и единственной.

Хорошие риторические способности. Природная или приобретенная способ­ность убеждать людей в своей правоте и истинности своих убеждений — неотъемлемая черта любого лидера.

Достойная и уверенная манера держаться. Каждый лидер в своем поведении придерживается определенных штампов поведения, которые поддерживали его власть в глазах окружающих и поддерживали бы их представления о нем как о лидере и авторитете.

 Власть знатока (специалиста). Это тип власти, которым одарены люди, являющиеся очевидными знатоками в своей области. Власть эксперта воспри­нимается, благодаря уникальным способностям или знаниям, которыми он об­ладает. Иллюстрацией этого является  описанная история о представителе сервисной служ­бы, которого однажды вызвали, когда вышла из строя наиболее сложная часть оборудо­вания. Эксперт невозмутимо обошел оборудование, вынул небольшой молоток и легонько стукнул по стенке машины. Огонек мигнул, механизм загудел и оборудование заработало. Заводские управляющие поразились. Еще больше они поразились, когда получили счет на 4005 долларов. На их запрос последовал ответ: «Один удар молотком — 5 долларов, остальное – за знание того, куда надо ударить».

Информационная власть. Действие этого типа власти основано на том, что у руководителя имеется информация, которой он может простимулировать или, наоборот, наказать сотрудника. Высказав вслух эту информацию, он либо сделает благо (сообщит о повышении в должности, о зарубежной командировке), или негативно повлияет на состояние работника.

 Говоря о формах власти, нельзя  не упомянуть о парадоксальной власти власти подчиненных над начальником. Обычно руководитель имеет власть над подчиненными потому, что последние зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, рабочие задания, продвижение по службе, расширение полномочий и т. д. Однако в некоторых случаях подчиненные имеют власть над руководителем, так как последний зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других сферах, чье содействие необходимо для руководителя, влияние, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег, и способность подчиненных выполнять задания.

Ярким примером власти подчиненных над руководителем являются исключительно благоприятные контракты, которые могут получить известные артисты и спортсмены. Их антрепренеры, конечно, предпочли бы не выплачивать им больших гонораров. Однако, выбора нет.

К парадоксальным видам власти можно отнести власть детей над своими родителями, власть заключенных над охраной, власть младшего медицинского персонала над врачами и т.п.

 Эффективный руководитель должен стараться поддерживать разумный баланс власти: достаточный для обеспечения достижения целей, но не вызывающий у подчиненных чувство обездоленности, и отсюда, — непокорности.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h