Комиссарова А. А
Воспитатель, реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, г. Курчатов Курской области, соискатель кафедры коррекционной психологии и педагогики Курского государственного университета
Сложившиеся к настоящему времени социальные отношения в России далеки от гармоничных. Это несовершенство проявляется в делении детей на «нормальное большинство» и «отсталое меньшинство», изоляции их друг от друга и лишении их возможности полноценного общения и развития. На современном этапе актуальной проблемой общегосударственного уровня является интеграция детей с отклонениями в развитии в обычные группы детского сада и классы общеобразовательной школы [2].
В реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Курчатова Курской области уже 10 лет функционирует смешанная группа кратковременного пребывания детей по подготовке к школе. Эту группу посещают дети, не имеющие отклонений в развитии и дети с незначительными отклонениями в развитии (задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, умственная отсталость в легкой степени, эмоционально-волевые и поведенческие нарушения, синдром раннего детского аутизма, нарушения зрения, речевые нарушения). Возраст детей 5 — 7 лет. Состав группы колеблется, составляя в среднем 16-18 детей. В течение учебного года группа работает с 1 сентября по 30 мая пять раз в неделю с 9 до 12 часов. Ежегодно интегрированных детей бывает в среднем 3-4 ребенка. Интегрированные дети также готовятся к школе (массовой или коррекционной), посещая занятия по основам математики, обучению грамоте, развитию речи. В свободное от занятий время проводятся совместные сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры.
Интегрированный подход, предполагающий включение детей с ограниченными возможностями в разнообразные виды деятельности общеобразовательных структур совместно со здоровыми сверстниками, способствует успешному решению дидактических и воспитательных задач на уровне общего образования.
Для интегрированных детей такое обучение является важнейшим условием по оказанию квалифицированной коррекционной помощи в овладении знаниями в рамках общего образовательного стандарта. Совместная деятельность типичных детей (детей в норме) и детей с ограниченными возможностями позволяет расширить круг общения, учит работать в определенном ритме, подражать своим сверстникам, переключаться с одного вида деятельности на другой. У детей, прошедших подготовку к школе в смешанных группах, отмечается высокий уровень произвольного внимания, коммуникативности, умения работать в определенном темпе, выполняя требования педагога. Таким детям легче адаптироваться в новых условиях [1].
Далее необходимо остановиться на организации работы интегрированной группы. Наша группа была открыта 10 лет назад, когда проблемы интеграции детей только начинали обосновываться и освещаться в печати. У нас не было методических рекомендаций, положений или какой-то иной документации, которая бы помогла в организации подобной группы. Мы прошли свой путь развития, накопив при этом богатый опыт работы с интегрированными детьми и их родителями.
На протяжении всего времени существования группы велась большая работа с семьей как типичных детей, так и с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. С родителями, имеющими ребенка с нарушениями развития, работа, в основном, велась в
Комиссарова А. А., 2009
плане консультативной помощи и предоставлении необходимых инструкций для продолжения обучения дома. Родители, имеющие детей с особыми образовательными потребностями, стремились отдать своего ребенка в группу кратковременного пребывания детей по подготовке к школе. Им очень хотелось, чтобы их ребенок обучался в одной группе с типичными детьми.
Что касается типичных детей, то далеко не все родители с пониманием и состраданием относятся к тому, что их ребенок будет контактировать с проблемными детьми. Они, как правило, не выражают свое недовольство открыто, чаще всего это проявляется в настороженности или неопределенности, поэтому с каждым родителем типичного ребенка проводим предварительную беседу о том, с какими детьми придется обучаться их ребенку, в какие режимные моменты и с какой категорией детей они будут контактировать. Ведь далеко не все родители видели детей с ограниченными возможностями где-то на улице или в общественном месте. Как правило, после первой беседы у таких родителей убирается настороженность, чувство недоверия и страха за судьбу своего ребенка. Также меняется отношение родителей к детям с ограниченными возможностями тогда, когда они впервые видят этих детей. Это происходит 1 сентября на праздновании Дня знаний. После этого мероприятия многие родители типичных детей начинают понимать, что это такие же дети, только им не повезло в жизни так, как их сверстникам. Они также могут веселиться и огорчаться, любить и ненавидеть, жалеть и надеяться, верить и ждать.
Нельзя не сказать о единичном случай, когда родители забрали своего ребенка из группы, объяснив это тем, что не хотят, чтобы он находился с детьми, имеющими ограничения жизнедеятельности.
В рамках концепции реабилитации и развития различают две формы привлечения родителей к развивающим мероприятиям. С одной стороны, родители получают коррекционные программы и проходят обучение соответствующим приемам сопровождения ребенка с их последующим самостоятельным применением в домашних условиях. Кураторство со стороны специалистов проводится в виде собеседований и консультаций, во время которых родители получают рекомендации по ходу коррекционно-развивающего процесса. Эти родительские программы направлены не только на специальные развивающие приемы, но и на социальную интеграцию ребенка.
Педагог должен объяснить родителям, что учить ребенка необходимо в игре. Ребенок отражает в ней те события окружающей жизни, которые произвели на него наиболее сильное впечатление; игра — средство всестороннего воспитания; игра — форма организации детской жизни; в процессе игры у ребенка формируются моральные качества и нормы поведения; игровые ситуации побуждают к преодолению трудностей, достижению цели, проявлению доброжелательности, гуманных чувств, воли и т.д. Забавами детей следует управлять, создавать условия, позволяющие ребенку заниматься за столом, строить на полу, играть с игрушками.
В беседах с родителями необходимо предостеречь их от характерной ошибки: не выполнять за детей то, что они могут сделать самостоятельно
(нередко родители торопятся оказать ребенку помощь в изготовлении поделки, в подготовке и проведении занятия, в одевании, умывании, уборке игрушек).
Родителям нужно помочь правильно организовать жизнь всей семьи: создать условия для общения, исключить из общения окрик, грубые интонации, постараться создать в семье атмосферу радости, любви и взаимного уважения. Ребенок должен чувствовать, что он любим, что любовь родителей к нему и его к родителям имеет определенные проявления: желание помочь, облегчить выполняемую работу, создать хорошее настроение.
Можно предложить родителям детей старшего дошкольного возраста ряд мероприятий, способствующих формированию мотивационной готовности к школе: прогулки к зданию школы, экскурсия в класс, сюжетно-ролевая игра «Школа», знакомство с «Азбукой», рисование «Чем я буду заниматься в школе», чтение произведений о первоклассниках, школе, игра «Собери ранец».
В целом, несмотря на то, что есть определенные трудности и негативные моменты, такая форма сотрудничества имеет свои положительные результаты. Хочется отметить, что при такой форме организации формируется сострадание, толерантность, а также появляется возможность находить такие приемы работы, при которых типичные дети и их родители дополняют и помогают детям с ограниченными возможностями.
В заключении можно с полным основанием утверждать, что в процессе подготовки к школе целенаправленная работа с родителями в условиях интегрированной группы позволяет решить многие задачи более эффективно и более продуктивно как по форме, так и по содержанию.
Литература:
- Новикова Г. Психолого-педагогическая готовность к школе // Дошкольное воспитание . — 2005 .- №8. — с. 95-97.
- Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. — М.: Владос, 2006