РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ГРУППЫ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА МАЛОГО ГОРОДА

Комиссарова А. А

Воспитатель, реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, г. Курчатов Курской области, соискатель кафедры коррекционной психологии и педагогики Курского государственного университета

Сложившиеся к настоящему времени социальные отношения в России далеки от гармоничных. Это несовершенство проявляется в делении детей на «нормальное большинство» и «отсталое меньшинство», изоляции их друг от друга и лишении их возможности полноценного общения и развития. На современном этапе актуальной проблемой общегосударственного уровня является интеграция детей с отклонениями в развитии в обычные группы детского сада и классы общеобразовательной школы [2].

В реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Курчатова Курской области уже 10 лет функционирует смешанная группа кратковременного пребывания детей по подготовке к школе. Эту группу посещают дети, не имеющие отклонений в развитии и дети с незначительными отклонениями в развитии (задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, умственная отсталость в легкой степени, эмоционально-волевые и поведенческие нарушения, синдром раннего детского аутизма, нарушения зрения, речевые нарушения). Возраст детей 5 — 7 лет. Состав группы колеблется, составляя в среднем 16-18 детей. В течение учебного года группа работает с 1 сентября по 30 мая пять раз в неделю с 9 до 12 часов. Ежегодно интегрированных детей бывает в среднем 3-4 ребенка. Интегрированные дети также готовятся к школе (массовой или коррекционной), посещая занятия по основам математики, обучению грамоте, развитию речи. В свободное от занятий время проводятся совместные сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры.

Интегрированный подход, предполагающий включение детей с ограниченными возможностями в разнообразные виды деятельности общеобразовательных структур совместно со здоровыми сверстниками, способствует успешному решению дидактических и воспитательных задач на уровне общего образования.

Для интегрированных детей такое обучение является важнейшим условием по оказанию квалифицированной коррекционной помощи в овладении знаниями в рамках общего образовательного стандарта. Совместная деятельность типичных детей (детей в норме) и детей с ограниченными возможностями позволяет расширить круг общения, учит работать в определенном ритме, подражать своим сверстникам, переключаться с одного вида деятельности на другой. У детей, прошедших подготовку к школе в смешанных группах, отмечается высокий уровень произвольного внимания, коммуникативности, умения работать в определенном темпе, выполняя требования педагога. Таким детям легче адаптироваться в новых условиях [1].

Далее необходимо остановиться на организации работы интегрированной группы. Наша группа была открыта 10 лет назад, когда проблемы интеграции детей только начинали обосновываться и освещаться в печати. У нас не было методических рекомендаций, положений или какой-то иной документации, которая бы помогла в организации подобной группы. Мы прошли свой путь развития, накопив при этом богатый опыт работы с интегрированными детьми и их родителями.

На протяжении всего времени существования группы велась большая работа с семьей как типичных детей, так и с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. С родителями, имеющими ребенка с нарушениями развития, работа, в основном, велась в

Комиссарова А. А., 2009

плане консультативной помощи и предоставлении необходимых инструкций для продолжения обучения дома. Родители, имеющие детей с особыми образовательными потребностями, стремились отдать своего ребенка в группу кратковременного пребывания детей по подготовке к школе. Им очень хотелось, чтобы их ребенок обучался в одной группе с типичными детьми.

Что касается типичных детей, то далеко не все родители с пониманием и состраданием относятся к тому, что их ребенок будет контактировать с проблемными детьми. Они, как правило, не выражают свое недовольство открыто, чаще всего это проявляется в настороженности или неопределенности, поэтому с каждым родителем типичного ребенка проводим предварительную беседу о том, с какими детьми придется обучаться их ребенку, в какие режимные моменты и с какой категорией детей они будут контактировать. Ведь далеко не все родители видели детей с ограниченными возможностями где-то на улице или в общественном месте. Как правило, после первой беседы у таких родителей убирается настороженность, чувство недоверия и страха за судьбу своего ребенка. Также меняется отношение родителей к детям с ограниченными возможностями тогда, когда они впервые видят этих детей. Это происходит 1 сентября на праздновании Дня знаний. После этого мероприятия многие родители типичных детей начинают понимать, что это такие же дети, только им не повезло в жизни так, как их сверстникам. Они также могут веселиться и огорчаться, любить и ненавидеть, жалеть и надеяться, верить и ждать.

Нельзя не сказать о единичном случай, когда родители забрали своего ребенка из группы, объяснив это тем, что не хотят, чтобы он находился с детьми, имеющими ограничения жизнедеятельности.

В рамках концепции реабилитации и развития различают две формы привлечения родителей к развивающим мероприятиям. С одной стороны, родители получают коррекционные программы и проходят обучение соответствующим приемам сопровождения ребенка с их последующим самостоятельным применением в домашних условиях. Кураторство со стороны специалистов проводится в виде собеседований и консультаций, во время которых родители получают рекомендации по ходу коррекционно-развивающего процесса. Эти родительские программы направлены не только на специальные развивающие приемы, но и на социальную интеграцию ребенка.

Педагог должен объяснить родителям, что учить ребенка необходимо в игре. Ребенок отражает в ней те события окружающей жизни, которые произвели на него наиболее сильное впечатление; игра — средство всестороннего воспитания; игра — форма организации детской жизни; в процессе игры у ребенка формируются моральные качества и нормы поведения; игровые ситуации побуждают к преодолению трудностей, достижению цели, проявлению доброжелательности, гуманных чувств, воли и т.д. Забавами детей следует управлять, создавать условия, позволяющие ребенку заниматься за столом, строить на полу, играть с игрушками.

В беседах с родителями необходимо предостеречь их от характерной ошибки: не выполнять за детей то, что они могут сделать самостоятельно

(нередко родители торопятся оказать ребенку помощь в изготовлении поделки, в подготовке и проведении занятия, в одевании, умывании, уборке игрушек).

Родителям нужно помочь правильно организовать жизнь всей семьи: создать условия для общения, исключить из общения окрик, грубые интонации, постараться создать в семье атмосферу радости, любви и взаимного уважения. Ребенок должен чувствовать, что он любим, что любовь родителей к нему и его к родителям имеет определенные проявления: желание помочь, облегчить выполняемую работу, создать хорошее настроение.

Можно предложить родителям детей старшего дошкольного возраста ряд мероприятий, способствующих формированию мотивационной готовности к школе: прогулки к зданию школы, экскурсия в класс, сюжетно-ролевая игра «Школа», знакомство с «Азбукой», рисование «Чем я буду заниматься в школе», чтение произведений о первоклассниках, школе, игра «Собери ранец».

В целом, несмотря на то, что есть определенные трудности и негативные моменты, такая форма сотрудничества имеет свои положительные результаты. Хочется отметить, что при такой форме организации формируется сострадание, толерантность, а также появляется возможность находить такие приемы работы, при которых типичные дети и их родители дополняют и помогают детям с ограниченными возможностями.

В заключении можно с полным основанием утверждать, что в процессе подготовки к школе целенаправленная работа с родителями в условиях интегрированной группы позволяет решить многие задачи более эффективно и более продуктивно как по форме, так и по содержанию.

Литература:

  1. Новикова Г. Психолого-педагогическая готовность к школе // Дошкольное воспитание . — 2005 .- №8. — с. 95-97.
  2. Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. — М.: Владос, 2006

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h