«ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР (УНЦ) ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

А.И. Смирнов, А. Г. Генералов

Федеральная программа развития образования отмечает, что зна­чимость для государственной научной деятельности, ведущейся в обра­зовательных учреждениях, предопределена не только непосредствен­ной заинтересованностью в использовании новых научных результа­тов… в отраслях экономики, но и тем, что без участия в НИР субъектов образовательного процесса не может осуществляться подготовка спе­циалистов, а также научно-педагогических работников и повышение их квалификации.

Университет входит в число ведущих исполнителей Президентской федеральной научно-технической программы «Государственная под­держка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы» («Интеграция»). Программа направлена на углубление и расширение взаимодействия академической и вузовской науки, по­вышение качества образования с целью сохранения и развития научно- технического потенциала страны. В рамках программы в университете, совместно с научными подразделениями СО РАН, создан крупнейший в Восточной Сибири учебно-научный центр «Восточно-Сибирский учебно-научный центр фундаментального естествознания». В работе Центра принимают участие более 250 человек специалистов со степе­нями и званиями, преподавателей и научных сотрудников, докторан­тов, аспирантов и студентов (университет — 19 докторов наук, профес­соров, 24 кандидата наук, доцента, ИНЦ — 23 доктора наук, профессо­ра, 34 кандидата наук, а также 16 аспирантов и 78 студентов).

Исследования в УНЦ сконцентрированы вокруг следующих на­правлений: 1) фундаментальные и прикладные исследования в области микробиологии; 2) фундаментальные и прикладные исследования в об­ласти создания новых материалов для дозиметрии ионизирующего из­лучения и квантовой электроники, развитие наукоёмких технологий;

3)        Фундаментальные и прикладные исследования в области математи­ческой кибернетики, системного анализа и исследования операций;

4)      развитие теоретических и методических основ природопользования.

В рамках первою направления изучаются энгомопатогенные бак­терии Иркутской области с целью создания биопрепаратов, используе­мых в борьбе с насекомыми-вредителями сельского хозяйства. Иссле­дуются физиолого-биохимические и производственно-ценные свойства молочно-кислых бактерий, используемых в качестве заквасочных куль­тур при производстве кисло-молочных и лечебно-диетических продук­тов питания. По результатам исследований с непосредственным уча­стием студентов формируется научно-селекционный центр (музей) по микробиологии для координации фундаментальных исследований, по­иска и отбора высокоактивных штаммов бактерий и грибов, исполь­зуемых в микробиологической промышленности.

По второму направлению (совместно с Институтом геохимии и Ир­кутским филиалом Института лазерной физики СО РАН) разработана технология получения крупногабаритных детекторов с высоким вре­менным разрешением для физики высоких энергий. Созданы физико- технические основы получения кремния для солнечной энергетики. Разработан рациональный комплекс аналитических методик, обеспечи­вающий контроль всех стадий производства кремния для солнечной энергетики и микроэлектроники. Построены карты радиологической обстановки города Иркутска и исследованных территорий и населён­ных пунктов области.

Область применения результатов, полученных но третьему направ­лению (совместно с Институтом динамики систем и теории управления СО РАН и Иркутским ВЦ) — оптимизация траекторий летательных ап­паратов, оптимальное управление техническими, экономическими и экологическими процессами, оптимальное проектирование. Созданы компьютерные системы для дистанционного обучения по курсам «Ма­тематика для экономистов», «Дискретная математика», «Оптимальное управление экономическими системами», «Теория конфликтных си­туаций», «Исследование операций и методы оптимизации» и др.

В рамках четвёртого направления (совместно с Институтом геохи­мии, Лимнологическим институтом СО РАН, Институтом географии СО РАН, Иркутским государственным техническим университетом) сформирована новая Концепция системных технологий в природополь­зовании. Установлены критерии системного природопользования, обеспечивающие стабильное существование и функционирование при­родных объектов. Завершены разработки моделей и критериев оптими­зации элементов природопользования в Байкальском регионе.

Кроме собственно научного содержания деятельность УНЦ важна широким привлечением к работе студентов и аспирантов вузов (ИГУ и ИрГТУ). Именно они, получив высококвалифицированную базовую подготовку, станут главными учебно-научными кадрами XXI века. На научной базе УНЦ создана система опережающего образования подго­товки специалистов непосредственно в процессе новейших исследова­ний, где десятки студентов и аспирантов являются исполнителями за­даний Программы под руководством ведущих специалистов институ­тов Академии и Университета. Крупные фундаментальные и приклад­ные исследования, не связанные напрямую с хозяйственными пробле­мами города Иркутска, непосредственно влияют на дальнейшее разви­тие города как крупного научного и образовательного центра, повышая его рейтинг в стране и мировом сообществе. Многие фундаментальные исследования, выполняемые по крупным отечественным и междуна­родным научно-техническим программам, работы, выполняемые в со­дружестве с крупными зарубежными научными центрами, могут стать в будущем зародышем создания новых научных центров и новых высо­ких технологий, обеспечивающих кадрами образца 21 -го века научные учреждения и высокотехнологичные производства и содействующие переходу страны к инновационному пути развития.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h