СПЕЦИФИКА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В. Л. Решетников

В Иркутском государственном университете усилиями ряда фа­культетов отрабатывается новая методика переподготовки кадров предприятий и учреждений области. Эта методика предусматривает решение общих и специфических вопросов.

Общие проблемы включают в себя осмысление возможностей классического университета. «Отраслевые» университеты чаще обра­щают внимание на обновление знания в узко профессиональной сфере.

Классический университет, не вступая с ними в конкуренцию, мо­жет заняться субъективным, собственно культуротворческим аспектом деятельности специалиста, развитием его деятельностно-обобщающих способностей. Это включает в себя:

формирование научного, рефлективного, исследовательского отношения к действительности;

развитие способности обрабатывать большие массивы инфор­мации на основе математических методов и компьютерных технологий;

углубление важной способности понимания других людей, их мотивов, психологических особенностей, субъективных устремлений и интересов;

— оказание помощи в составлении программ развития и профес­сионального роста, преодоления

неблагоприятного воздействия внешней кризисной и депрес­сивной среды;

содействие реализации системного подхода в развитии соци­альных или производственных структур;

Если резюмировать эти направления, то главная задача отработки системы послевузовского профессионального образования в классиче­ском университете видится в повышении статуса специалиста как субъекта позитивных перемен, или агента инноваций, способного ло­кально прерывать дурную бесконечность воспроизводства отчужден­ных форм.

Разумеется, обрисованные выше параметры классического и отрас­левых университетов (что спорно уже по определению) являются отно­сительными, поскольку отраслевые структуры гуманитаризируются, а классические включают в себя естественно-научную подготовку. Но при всей проблематичности суждений отмеченные нами тенденции все же существуют.

Специфические проблемы связаны с организацией обучения тех категорий специалистов, которые «замыкаются» на конкретный фа­культет.

В числе клиентов факультета социальных наук были областная ад­министрация, администрации некоторых округов г. Иркутска, фирмы. Переподготовка проводится по социологии, социальной работе, регио- поведению, менеджменту в социальной сфере. За 1999 год обучено 112 человек.

Координирующим органом на факультете является Центр перепод­готовки:

Ученый совет факультета Центр переподготовки Второе высшее образование                                                                                    Курсовая переподготовка

Сектор маркетинга

Накопленный на факультете социальных наук опыт позволяет вы­делить следующие этапы в организации переподготовки: диагностиче­ский, включает совместное определение с клиентами целей переподго­товки, изучение особенностей организации и уровня развития социаль­ных ресурсов, тестирование персонала; подготовительный, пресле­дующий цель методической подготовки преподавателей, разработки раздаточного материала; учебный предусматривающий проведение за­нятий, включая (в обязательном порядке) активные формы обучения: заключительный, призванный оценить меру эффективности переподго­товки.

Проведение переподготовки кадров социальной сферы в Усть- Ордынском автономном округе показало особую важность первого и заключительного этапов переподготовки, поскольку именно они помо­гают преодолеть дискриптивность обучения, реализовать подзабытые идеи Песталоцци о природосообразной педагогике.

Хотелось бы особо подчеркнуть значение в структуре Центра пере­подготовки сектора маркетинга, который решает три задачи:

  1. Инициирует профессорско-преподавательский состав факультета на разработку рыночного продукта — технологизированных знаний.
  2. Продвигает эти знания в образовательное пространство.
  3. Формирует рынок услуг, разворачивая перед покупателями веер возможностей факультета.

Значительные резервы в работе Центра содержатся в использова­нии возможностей факультетов университета а также в привлечении специалистов из других университетов.

12

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector