В Иркутском государственном университете усилиями ряда факультетов отрабатывается новая методика переподготовки кадров предприятий и учреждений области. Эта методика предусматривает решение общих и специфических вопросов.
Общие проблемы включают в себя осмысление возможностей классического университета. «Отраслевые» университеты чаще обращают внимание на обновление знания в узко профессиональной сфере.
Классический университет, не вступая с ними в конкуренцию, может заняться субъективным, собственно культуротворческим аспектом деятельности специалиста, развитием его деятельностно-обобщающих способностей. Это включает в себя:
формирование научного, рефлективного, исследовательского отношения к действительности;
развитие способности обрабатывать большие массивы информации на основе математических методов и компьютерных технологий;
углубление важной способности понимания других людей, их мотивов, психологических особенностей, субъективных устремлений и интересов;
— оказание помощи в составлении программ развития и профессионального роста, преодоления
неблагоприятного воздействия внешней кризисной и депрессивной среды;
содействие реализации системного подхода в развитии социальных или производственных структур;
Если резюмировать эти направления, то главная задача отработки системы послевузовского профессионального образования в классическом университете видится в повышении статуса специалиста как субъекта позитивных перемен, или агента инноваций, способного локально прерывать дурную бесконечность воспроизводства отчужденных форм.
Разумеется, обрисованные выше параметры классического и отраслевых университетов (что спорно уже по определению) являются относительными, поскольку отраслевые структуры гуманитаризируются, а классические включают в себя естественно-научную подготовку. Но при всей проблематичности суждений отмеченные нами тенденции все же существуют.
Специфические проблемы связаны с организацией обучения тех категорий специалистов, которые «замыкаются» на конкретный факультет.
В числе клиентов факультета социальных наук были областная администрация, администрации некоторых округов г. Иркутска, фирмы. Переподготовка проводится по социологии, социальной работе, регио- поведению, менеджменту в социальной сфере. За 1999 год обучено 112 человек.
Координирующим органом на факультете является Центр переподготовки:
Ученый совет факультета Центр переподготовки Второе высшее образование Курсовая переподготовка
Сектор маркетинга
Накопленный на факультете социальных наук опыт позволяет выделить следующие этапы в организации переподготовки: диагностический, включает совместное определение с клиентами целей переподготовки, изучение особенностей организации и уровня развития социальных ресурсов, тестирование персонала; подготовительный, преследующий цель методической подготовки преподавателей, разработки раздаточного материала; учебный предусматривающий проведение занятий, включая (в обязательном порядке) активные формы обучения: заключительный, призванный оценить меру эффективности переподготовки.
Проведение переподготовки кадров социальной сферы в Усть- Ордынском автономном округе показало особую важность первого и заключительного этапов переподготовки, поскольку именно они помогают преодолеть дискриптивность обучения, реализовать подзабытые идеи Песталоцци о природосообразной педагогике.
Хотелось бы особо подчеркнуть значение в структуре Центра переподготовки сектора маркетинга, который решает три задачи:
- Инициирует профессорско-преподавательский состав факультета на разработку рыночного продукта — технологизированных знаний.
- Продвигает эти знания в образовательное пространство.
- Формирует рынок услуг, разворачивая перед покупателями веер возможностей факультета.
Значительные резервы в работе Центра содержатся в использовании возможностей факультетов университета а также в привлечении специалистов из других университетов.
12