Современный специалист должен обладать набором профессиональных качеств и знаний, чтобы успешно функционировать в современном мире.
Анализ различных сфер профессиональной деятельности позволил сделать вывод, что переговорный процесс сопровождает человека на всех этапах. Мыслящие и образованные люди являются большой ценностью как товар на рынке труда. Сказанное создает объективные предпосылки для пересмотра теоретических основ и технологий системы образования в подготовке специалистов для современной практики.
Во многих цивилизованных странах переговорам придается особое значение: издается большое количество литературы по вопросу исследования Дж. Ниренберга, Р. Фишера, В. Мастенбрука переведены на многие языки народов мира, в том числе и на русский, проводятся многочисленные курсы и семинары, разрабатываются компьютерные обучающие программы, переговорным умениям специально обучаются во всем мире. Однако, в современной России многие деловые люди не имеют опыта ведения переговоров, умениям их вести никогда и нигде не обучали, поэтому проблема овладения умениями ведения переговоров становится в настоящее время чрезвычайно актуальной.
Задача по профессиональной подготовке будущих специалистов в этом плане возлагается на современные высшие учебные заведения.
Своевременность обучения переговорному процессу осознана на государственном уровне, в учебные планы некоторых специальностей включены такие курсы, как «Деловое общение», «Коммуникативная культура личности», «Психология общения», «Психология управления».
Вопросы по ведению переговоров только затрагиваются в данных курсах, поэтому, на наш взгляд, нужна дисциплина (спецкурс) специально обучающий будущих специалистов технологиям переговорного процесса. В некоторых вузах России такие курсы введены, подобный опыт формируется и в ИГУ. Дисциплина «Переговорный процесс» может, несомненно, считаться инновационным элементом обучения и поможет снять этот пробел в подготовке специалистов. Программа курса содержит пять основных блоков: типология переговоров; подходы к ведению переговоров; этапы •едения переговоров; тактические приемы при ведении переговоров; национальные особенности ведения переговоров.
Цель курса преследует ознакомление будущих специалистов с теорией •опроса по ведению переговоров, с основными нормами и положениями, требуемыми для ведения переговоров, с основными концепциями переговорного процесса, методами и приемами эффективного его ведения, ориентацией будущих специалистов на постоянное самосовершенствование знаний и умений переговорного процесса.
Следует отметить, что в современной психолого-педагогической литературе однозначного определения переговорного процесса не существует. На основе анализа литературы была выведена рабочая версия определения, как взаимодействие между субъектами профессиональной сферы деятельности, направленное на решение профессиональных задач и достижение определенных договоренностей. На сегодняшний день не существует единой концепции организации и проведения переговоров, равно как и не разработана технология подготовки к ним. Под технологией обучения мы понимаем определенную последовательность процедур, приводящую к желаемому результату.
Опытно-экспериментальная работа в этом направлении показала, что в первую очередь следует обосновать сущность переговорного процесса и его содержание, а далее разработать технологию обучения будущих специалистов ведению переговоров.
При работе над программой мы опирались на инновационные технологии как альтернативе традиционным. Потребность в умении гибко реагировать на изменения, развитие самостоятельности, инициативности, рефлективности мышления, формирование сознательной и ответственной личности, способной осуществлять рациональный выбор в различных сложных ситуациях — главные ее составляющие, способствующие качественной подготовке специалиста. Потребность в инновационных методах обучения осознается и самими обучающимися. Основной функцией инновационного обучения становится не подготовка к жизни (как при традиционном образовании), а непосредственное включение в сам жизненный процесс. Понятно, что при таком подходе меняются методы, формы, да и само содержание образования. Преимущественное место занимают различные игры (деловые, имитационные, инновационные), тренинги, диалог, дискуссия, анализ случая, разбор ситуации, эксперимент. Использование инновационных технологий предполагает реализацию следующих принципов, лежащих в основе методики обучения переговорному процессу:
Развивающий характер обучения. Обучение переговорному процессу в контексте специальности.
Деятсльностный характер обучения. Чем интенсивнее деятельностный
характер, тем лучше формируются умения.
Автономность принятия решений будущим специалистом. Студент имеет право на ошибку.
Принцип переноса коммуникативных стратегий из родного языка.
Принцип позитивной эмоциональности. Поскольку обучение переговорному процессу является эмоциональным процессом, преподавателю следует заботиться о создании позитивных эмоций у будущих специалистов. При реализации данного принципа следует поощрять групповую работу, а именно, деловые игры; не требовать немедленного правильного ответа, а уделять больше внимания творческому процессу его получения.
Принцип внутренней системности. Курс рассчитан на 22 часа (12 часов лекционных и 10 часов семинарских занятий), он не может включить в себя огромный объем информации, связанный с обучением переговорному процессу. Будущий специалист должен создать свою внутреннюю систему, осознать важность самосовершенствования в процессе жизнедеятельности.
Для успешной реализации перечисленных выше принципов обучения переговорному процессу, необходимо иметь в виду ряд значимых факторов, таких как восстановление пробелов знаний, у студентов, умение аргументировать, вариативность деятельности, прогнозирование ситуации, когнитивную и эмоциональную вовлеченность в общий процесс работы, которые способствуют творческому характеру занятий, дают большую возможность выработки будущими специалистами собственных вариантов ответов, поиска собственного пути решения проблемы, правильного восприятия ми оценки иной точки. Построенные в таком плане учебные занятия позволяют развивать креативность, способность к поиску оригинального решения, а также формируют новые потребности и интересы будущих специалистов. Кроме того, в процессе работы важно акцентировать внимание будущих специалистов на полезность и личностный смысл выполняемого задания, поощрять их высказывания по поводу того, как развиваемые знания и умения могли бы быть применены в профессиональных целях.