Мы все глядим в Наполеоны

Фактически прекратил свое существование главный музей России, посвященный войне 1812 года, — «Бородинская панорама».

Место экспозиции музея заняла продолжающаяся до февраля выставка, посвященная 200-летию коронации Наполеона Бонапарта императором Франции.

Привычный для всех «толос» Панорамы сейчас неузнаваем — он обернут гигантской репродукцией знаменитого полотнища Давида, посвященного коронации.

А на самой выставке представлено все, что связано с европейской «наполеономанией», бывшей в свое время столь же массовым психозом, как битломания или Маомания 1960-х: бюсты, портреты, мебель в стиле ампир, знамена французских гренадеров — уже не поверженные, как прежде, а едва ли не торжествующие.

Работа нормальной экспозиции музея тем самым парализована — не ясно только, можно ли хотя бы насладиться самой «Бородинской панорамой» Рубо; прочие помещения захвачены Наполеоном полностью.

И только грустный Кутузов у фасада напоминает о былом предназначении здания, как некогда, сидя в Тарутино, напоминал он о том, что у России еще есть армия и она не погибла, а выжидает своего часа.

Главное, чтобы в итоге Панораму, продолжая славные традиции прошлого, никто не сжег.

Кому же мы обязаны этим национальным унижением?

Как и прочему хорошему в нашей жизни последних лет — мэру Москвы Ю.М. Лужкову, точнее — его супруге Елене Батуриной и её брату Юрию Батурину.

Именно он оказался восторженным поклонником Наполеона, готовым тратить огромные суммы на мемориальные артефакты императора.

На аукционе предметов, принадлежавших императору Франции Наполеону, первый вице-президент ЗАО «Интеко» Виктор Батурин был одним из наиболее активных участников.

По сведениям британской газеты The Telegraph, Батурин потратил около миллиона евро на аукционе, купив пару консольных столиков красного дерева работы знаменитого французского краснодеревщика Жакоба Демальте, экземпляр коронационного альбома Наполеона и скульптурный портрет сестры Наполеона Полины работы Франсуа-Жозефа Бозио.

Ему приписывается даже желание создать в Москве музей Наполеона.

Конечно, у богатых могут быть свои причуды, а «наполеонизм» — не самая низкая из них; в конечном счете, целое «преддекабристское» поколение русского дворянства Наполеоном восхищалось.

«И столбик с куклою чугунной, под шляпой с пасмурным челом, с руками, сжатыми крестом», был непременным украшением многих кабинетов.

Так что, по нынешним временам, быть «наполеонистом» для современной самоназванной «голубой крови» это, пожалуй, и стильно, и даже почтенно.

Это вам не клуб «Челси».

Но, Бог мой, как же нужно презирать и ненавидеть свой народ, до какой же степени нужно точно и безжалостно перекроить свою душу по формуле «мы почитаем всех нулями, а единицами — себя», чтобы превратить фактически в музей Бонапарта не что-нибудь, не Петровский замок, например, а музей, посвященный победе русского народа над императором французов, чтобы так поглумиться над одним из центральных и нацияобразующих событий русской истории? Победе, которая лишила его и императорского звания, и славы нового Александра Македонского.

Это нуворишское отсутствие элементарного национального такта, неспособность задуматься над последствиями (причем не ограничившимися ропотом внизу — критика раздалась даже со стороны главы Госдумы) показывает одну печальную вещь.

«Новое дворянство», основавшее свою «элитность» на краже, не может, не захочет и не будет «национализироваться». Бессмысленно мечтать, что через 15 или 20 лет они осознают себя русскими.

Русскими себя могут осознавать «служилые люди» — те же чекисты; русскими могут быть те, кто сделал себе капиталы, пользуясь «рыночной конъюнктурой», но сделал их «из воздуха», а не из народного добра.

У нуворишей же национальное чувство в каком-то возрасте отдавил кабан то ли вовсе, то ли заменив его каким-то другим.

И все, что останется, если мы не хотим довести дело до дубины народной войны, — это распустить их.

Распустить, пока они еще не в силах немедленно «распустить народ» и набрать на наше место новый.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector