Возникновение во второй половине XX века глобальных кризисов и глобальных проблем обозначило критический предел техногенного цивилизационного развития. Осознание необходимости коренной трансформации стратегий человеческой деятельности придало особую актуальность экологически чистым ресурсам развития.
Грядущее общество, которое все чаще понимается как ко- эволюционное, как новый способ взаимодействия общества и природы, обречено, если не будет предотвращена надвигающаяся экологическая катастрофа. Человек должен перестроить свои взаимоотношения с природой. Поэтому общество будущего должно быть обществом экологического гуманизма. Человек должен осознавать приоритетное начало в любой своей деятельности законов природы.
Императивы индустриального общества сформировали антропоцентрическое мировоззрение — природа мастерская, а человек в ней хозяин.
Под давлением «кошмарных» экологических фактов в мире постепенно происходит отступление от концепции покорителей природы в пользу концепции органического единства и взаимосвязи природы и общества. Будущее общество должно быть обществом, где экологизируется в максимальной степени не только индустрия, но и все остальные сферы жизни общества. Направляющим движением прогресса должно стать именно экологическое мировоззрение.
В настоящее время многие сферы жизнедеятельности людей и, в первую очередь, предпринимательская деятельность являются иллюстрацией примата экономики над экологией.
В целях обеспечения устойчивого развития необходим принципиально иной подход к развитию экономики и каждого индивидуума. В связи с этим представляется целесообразным для стабилизации экологического состояния сосредоточить внимание на решении первостепенных задач:
- Разработка комплексной государственной программы восстановления окружающей природной среды.
- Законодательное определение зон экологического бедствия с введением в них особого режима хозяйствования.
- Усовершенствование ценовой политики с учетом экологических свойств продукции.
- Усовершенствование системы платежей за загрязнение окружающей природной среды.
- Изменение налоговой политики путем освобождения от налогов части прибыли, направляемой на природоохранные мероприятия.
- Создание системы экологической сертификации, лицензирования и экспертизы проектов и регионов, создание современной системы мониторинга.
- Создание экономического механизма и нормативной базы совершенствования и внедрения экологически чистых технологий и продуктов.
- Проведение эколого-экономической оценки природно-ресурсного потенциала России и ее регионов.
- Расширение международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, разработки — международного экологического законодательства.
- Развитие экологического образования и воспитания с учетом национальных и региональных особенностей.
Очевидно, что эффективное решение многих задач по охране окружающей среды, в том числе и среды обитания человека, возможно только на основе правовой базы.
Экономические и этические средства оптимизации коэволюции системы «человек-природа» в условиях рыночной экономики, разнообразия форм собственности должны опираться на прочный правовой фундамент. Не случайно экологический гуманизм законодательно закреплен в статье 42 конституции РФ о праве каждого на благоприятную окружающую среду и впервые в нашей стране в новом Уголовном кодексе выделен раздел «Экологические преступления».
На примере Байкала можно видеть, к чему приводит отсутствие механизма реализации правового регулирования природопользования на федеральном уровне, отсутствие региональных нормативно-правовых ограничений антропогенных воздействий на экосистему озера.
Экологические порывы становятся действенными только на правовой основе. Поэтому решение проблем нашего Байкала, равно как и всех экологических проблем предполагает обязательный перевод их в рамки права. Вследствие этого экологическое сознание всегда должно выступать в ипостаси эколого-правового. В настоящее время у нас в Иркутской области правовой аспект (по отношению к экологии) вышел на первое место. Правоприменительные органы (по их собственным словам) решают больше юридические вопросы и, как ни парадоксально, нуждаются больше в кадрах юристов, чем экологов. Закон, безусловно, является мощнейшим фактором оптимизации экономических и экологических проблем. Но реализация ключевого стратегического направления развития общества в качестве необходимого условия включает внутренний регулятор — эколого-правовое сознание.
Экологическое сознание, шире — экологическая культура, не формируется автоматически, а скорее является результатом процесса экологизации общества. Поэтому наше общество сможет быть устойчивым, в соответствии с «Концепцией перехода РФ к устойчивому развитию» (Указ Президента РФ №440 от 1 апреля 1995г.), обеспечивающим прогресс во всех отношениях, при условии кардинальной перестройки общественного сознания (его предельно широкой экологизации) и построения правового государства.
Поэтому работу по формированию эколого-правового сознания необходимо начинать сегодня. Эколого-правовое сознание — совокупность взглядов, идей, теорий, отражающих проблемы взаимодействия общества и природной среды в плане оптимального их решения и мотивирующих правомерное поведение людей применительно к конкретным социальным и природным возможностям. Эколого-правовое сознание выступает как необходимый элемент на пути к эколого-правовой культуре общества.
Эколого-правовая культура предполагает понимание природы не только как поставщика ресурсов, а как фундамента жизни общества. Общества, в котором высшей ценностью по отношению к природе служит принцип «не навреди», основанный на знании объективных законов экологии и предусматривающий юридически регулируемый отказ от любых проектов, которые наносят невосполнимый ущерб окружающей среде или экологические последствия которых недостаточно изучены.
Без решения общих эколого-правовых проблем мы всегда будем сталкиваться с ними при решении частных. Как ни дорог нам Байкал, закон о Байкале не станет для него панацеей. В проекте закона «О Байкале» преобладают нормы отсылочного характера и очень мало норм прямого действия. Поэтому в условиях, когда экологические беды нашего и других регионов множатся (свежий пример — Братское водохранилище), наряду с созданием системы федерального и регионального экологического законодательства, важную роль должно сыграть эколого-правовое воспитание и образование.