Гуманизм как принцип мировоззренческого воспитания

В.К.Карнаухова, Ю.Ф. Абрамов

Формирования научного мировоззрения у студентов и учащихся учебных заведений всех уровней важнейшая и долгосрочная задача всей системы образования России, необходимость решения которой требует солидного методологического, методического и организаци­онного обеспечения, осуществляемого прежде всего на базе общена­учных, естественных и гуманитарных дисциплин. Учебный процесс, трактуемый в этой связи как один из базовых видов человеческой де­ятельности, обладает в целом наибольшим дидактическим потенциа­лом для решения всего комплекса вопросов, связанных с мировоззре­нием у учащейся молодежи. Подготовка подрастающего поколения к решению актуальных проблем настоящего и будущего во многом за­висит от эффективности формирования у него основ научного ми­ровоззрения. Занимая особо важное место в структуре духовных свойств личности, основываясь на обобщенных идеях науки и теку­щей социальной практики, адекватно отображающих объективную реальность, оно активизирует отношение человека к действительно­сти, избавляя его от предрассудков и заблуждений. Мировоззрение интегрирует все свойства личности, объединяет их единое целое.

Ведущая роль в системе структурно-функциональных компо­нентов мировоззрения принадлежит убеждениям. Они наименее подвижный, более устойчивый элемент сознания. Убеждения меньше подвержены изменениям, чем представления, взгляды и др. На­званная особенность имеет немаловажное значение при управле­нии процессом формирования мировоззрения учащихся. Становле­ние и поступательное развитие у них научных убеждений высту­пает центральным звеном всего дидактическо-воспитательного про- цесса. Особенность руководства этим процессом заключается в том, чтобы формируя научные убеждения уже на стадии генезиса обнаруживать корректировать житейские, обыденные представле­ния, целенаправленно и систематически предупреждать и преодолевать ложные, искаженно отражающие действительность взгляды и убеждения.

Источником научного мировоззрения является прежде всего об­щественный опыт, представленный в содержании сознательно усво­енных обобщенных научных знаний, отображающих объективные условия бытия человеческого общежития. Мировоззрение учащихся на этапе его становления основывается и должно основываться на наиболее глубинных и фундаментальных законах развития природы, общества и мышления взятых в контексте общих человекоразмерно- стей.

Определяющее значение при формировании научного ми­ровоззрения имеют объективные, в особенности материально- производственные, социальные и духовные факторы. Среди после­дних особо мощное воздействие оказывают те, которые отвечают потребностям полнокровной жизни общества, служат движущей си­лой формирования активно-творческого отношения молодого чело­века к действительности, средствам превращения его в гармони­чески развитую личность. К такого рода духовным факторам ав­торы относят прежде всего идею гуманизма, которая является цен­тральным методологическим принципом теоретического конструи­рования системы научного мировоззрения в процессе дидактической деятельности.

Гуманизм — это философски-психологическое учение о совокуп­ности духовно-психологических установок личности, обусловленных нравственными нормами и ценностями. Это система ориентаций на социальные объекты (человека, группу, человечество и т. д. ), ко­торая представлена в сознании переживаниями сострадания и сора- дования и реализуется в межличностном общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи.

Понятие гуманизма как социально-мировоззренческой устано­вки, включающей познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты, привлекаются при анализе широкого круга проблем об­щества, в том числе проблем воспитания. Оно «снимает’5 противоре­чие «альтруизм-эгоизм», предлагающее либо уничтожающую жер­твенность, либо разрушающее корыстолюбие.

В развитой форме гуманизм имеет место в социальных группах высокого уровня развития, где выступает способом существования

Гуманизм как принцип воспитания

межличностных отношении, при которых каждый член коллектива относится к другому как к себе самому, исходя из целей совместной деятельности.

Таким образом, говоря о гуманизме как принципе воспита­ния, приходится констатировать, что мы имеем дело с духовно- практическим миром людей, который отображается наукой как сфе­рой пересечения философии и психологии.

Личность всегда единство психологической структуры и социаль­ной индивидуальности человека. Последняя представляет собой то место, которое занимает личность в едином мире людей, т. е. мире, создаваемом в результате жизнедеятельности членов человеческого сообщества, где каждый из нас занимает свое и только свое конкрет­ное место. Особенно в этой связи следует отметить, что если психо­логическая структура личности во многом врожденна, то истинное социальное местоположение личности способна указать лишь фи­лософия. Единство психологического и социального в личности — это как бы «стыковка» двух миров: мира натурального и мира соци­ального. Человек в мире — суть идея феномена космопланетарного, выступающего в форме творящей, преобразующей силы. Человек в мире людей — это идея индивидуальной, «штучной», неповторимой личности, имеющей свое место в мире людей и реализующей себя че­рез поступок (Бахтин М.). Иными словами личность есть поступок. Именно поступок делает ее уникальной, именно он дает возможность говорить о мере гуманизации личности, мере ее «вписанности’4 в человеческое сообщество.

Опираясь на сказанное, можно заключить: гуманизм, понятый как принцип воспитания личности, реализуется через степень вклю­ченности мировоззренческого знания в ее психологическую струк­туру, осуществляемую через социально значимый поступок. В этом суть методологической трактовки названного принципа как одного из средств воспитания.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h