К вопросу о методологических основаниях теории обучения

Л.В. Дробышева. Ф.Ю. Абрамов

Педагогическая наука сегодня, как, впрочем, и в прошлые десяти­летия, серьезные трудности в деле методологического обоснования общей теории обучения (учения). Как полагают многие известные дидакты, (В.В.Краевский, М.И.Махмутов, С.А.Шапоринский и дру­гие), теории учения, в ее общем виде, так и не создано, хотя необ­ходимость в ней, несомненно имеется.

Как представляется, педагогическая наука с этой проблемой не в состоянии справиться, ибо вопросы, возникающие на пути ее ре­шения, строго говоря, не являются исключительно дидактическими. Проблема оказывается значительно шире предметной области пе­дагогики и требуют привлечения методологических средств филосо­фской науки. Иными словами, вопрос о природе одного из базисных видов человеческой деятельности, но далеко не тождественные. Если в первом случае усилия познающего субъекта направлены на при­своение нового при рассмотрении и рациональном описании каких- либо фрагментов объективной реальности, то во-втором, дело об­стоит несколько иначе. В качестве реальности, подвергаемой интел­лектуальному освоению (присвоению), выступают ранее получен­ные знания, поэтому хотя обучение и опирается на закономерно­сти познания вообще, его механизмы присвоения знаниям в этом случае более сориентированы на закрепление и стабилизацию полу­ченного научно нового и в этом заключается суть и природа учения как самостоятельной разновидности деятельности. Таким образом, в силу отмеченного обстоятельства, — необходимости методологи­ческого различия этих видов деятельности, проблема оказывается Достаточно актуальной, ибо в философском исследовании традици- °нно противопоставляются научное и обыденное познание. Что же касается познания учебного, то эта проблема не только не имеет традиции, но и серьезно практически не ставилась.

В настоящее время хорошо известно, что сфера науки и сфера обыденного познания — важнейшие составляющие процесса позна­ния. Шире культуры. Науки и обыденное познание суть две основные духовные силы, постоянное взаимопроникновение которых главная причина поступательного обогащения человеческого знания, вместе с тем, методолого-теоретическое разграничение научного и ненауч­ного познания ставится центральной проблемой в условиях совре­менных процессов обучения, решение которой в принципе дает воз­можность не только вскрыть природу учебного познания, но создать необходимую понятийную базу для последующего конструирования общей концепции (науки) обучения (теории учения).

Принципиальное отличие научного познания как специфической формы деятельности заключается в том, что оно распространя­ется за пределы обыденного опыта и стремится рационально опи­сать объект на уровне его сущностных характеристик. Продуциру­емые в рамках науки нормы, средства и логико-теоретические па­радигмы мышления являются исходным материалом для построе­ния конкретно-исторических картин мира, которые лишь после ста­новятся достоянием широких масс, общественного сознания в це­лом. Обыденное познание (знание) напротив, есть форма жизненно- практического освоения субъектов объективного мира и, потому вы­ходит за рамки любой научной деятельности, выступает регулято­ром человеческого поведения и общения.

В отличии от науки обыденное знание это такой слой обществен­ного сознания, который в процессе деятельности фиксирует в после­днем содержательно недифференцируемый и не осознаваемый пол­ностью опыт прямого взаимодействия с объектом. Разумеется этот слой наличествует и в научном познании как правило в форме ин­дивидуального убеждения, но там он в значительной степени «пода­влен» логико-рациональными, теоретическо-абстрактными формами мысли. Иными словами, если в науке ведущими интеллектуальными образованиями выступают четко фиксированные понятия, законы, принципы, гипотезы и другие инструменты рационального размы­шления, в обыденном познании ведущей формой построения кар- тины объекта является, так называемый, здравый смысл. Именно он суть организующий принцип обыденного миропонимания, именно он на место знания, закона ставит совокупность сведений о предметно- ориентировочных связях и явлениях, ограниченных повседневным

К вопросу о методологических основаниях теории обучения опытом практическом деятельности индивида.

Что же такое учебное познание? В первом приближении оно есть взаимопроникающее через противопоставление ряда уровней познающе-мыслительной практики человека. К ним мы относим со стороны обыденного сознания:

а)  Логически не систематизированное знание, формирующееся на основе непосредственно-практического опыта;

б)  «Просвещенно-интеллектуализированное» обыденное знание, ассимилировавшее общеизвестные, устоявшиеся положения науки, но привлекающие их не для познания, а лишь для ориентации в сфере обыденной жизни в интересах практического употребления.

Со стороны научного сознания:

а)  Теоретизированное знание, являющееся систематизирован­ным обобщением обыденного опыта (наука древних, философия и т.д.);

б)  Теоретическое знание, возникшее и систематизированное на основе дедуктивно-аксиоматических систем (собственно теоретиче­ский уровень науки).

Таким образом, учебное познание (знание) с позицией философии есть диалектическое »снятие» отмеченных уровней интеллекту ал ь- но-поонающей практики человека, и поэтому вторичное по своей природе присвоение нового субъектом.

Разумеется, все вышесказанное есть схематическое, первоподхо- дное в решении проблемы, названной в заглавии, но вместе с тем, авторы уверены, что лишь на пути глубокой философско- методологической проработки понятия «учебное познание» и всех тех понятийных средств, что с ним связаны, возможна серьезная на­учная формулировка основ общей теории учения, т.е. такой, в кото­рой, в отличии от теории обучения субъектом выступает учащийся, а не учитель.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h