Л.В. Дробышева. Ф.Ю. Абрамов
Педагогическая наука сегодня, как, впрочем, и в прошлые десятилетия, серьезные трудности в деле методологического обоснования общей теории обучения (учения). Как полагают многие известные дидакты, (В.В.Краевский, М.И.Махмутов, С.А.Шапоринский и другие), теории учения, в ее общем виде, так и не создано, хотя необходимость в ней, несомненно имеется.
Как представляется, педагогическая наука с этой проблемой не в состоянии справиться, ибо вопросы, возникающие на пути ее решения, строго говоря, не являются исключительно дидактическими. Проблема оказывается значительно шире предметной области педагогики и требуют привлечения методологических средств философской науки. Иными словами, вопрос о природе одного из базисных видов человеческой деятельности, но далеко не тождественные. Если в первом случае усилия познающего субъекта направлены на присвоение нового при рассмотрении и рациональном описании каких- либо фрагментов объективной реальности, то во-втором, дело обстоит несколько иначе. В качестве реальности, подвергаемой интеллектуальному освоению (присвоению), выступают ранее полученные знания, поэтому хотя обучение и опирается на закономерности познания вообще, его механизмы присвоения знаниям в этом случае более сориентированы на закрепление и стабилизацию полученного научно нового и в этом заключается суть и природа учения как самостоятельной разновидности деятельности. Таким образом, в силу отмеченного обстоятельства, — необходимости методологического различия этих видов деятельности, проблема оказывается Достаточно актуальной, ибо в философском исследовании традици- °нно противопоставляются научное и обыденное познание. Что же касается познания учебного, то эта проблема не только не имеет традиции, но и серьезно практически не ставилась.
В настоящее время хорошо известно, что сфера науки и сфера обыденного познания — важнейшие составляющие процесса познания. Шире культуры. Науки и обыденное познание суть две основные духовные силы, постоянное взаимопроникновение которых главная причина поступательного обогащения человеческого знания, вместе с тем, методолого-теоретическое разграничение научного и ненаучного познания ставится центральной проблемой в условиях современных процессов обучения, решение которой в принципе дает возможность не только вскрыть природу учебного познания, но создать необходимую понятийную базу для последующего конструирования общей концепции (науки) обучения (теории учения).
Принципиальное отличие научного познания как специфической формы деятельности заключается в том, что оно распространяется за пределы обыденного опыта и стремится рационально описать объект на уровне его сущностных характеристик. Продуцируемые в рамках науки нормы, средства и логико-теоретические парадигмы мышления являются исходным материалом для построения конкретно-исторических картин мира, которые лишь после становятся достоянием широких масс, общественного сознания в целом. Обыденное познание (знание) напротив, есть форма жизненно- практического освоения субъектов объективного мира и, потому выходит за рамки любой научной деятельности, выступает регулятором человеческого поведения и общения.
В отличии от науки обыденное знание это такой слой общественного сознания, который в процессе деятельности фиксирует в последнем содержательно недифференцируемый и не осознаваемый полностью опыт прямого взаимодействия с объектом. Разумеется этот слой наличествует и в научном познании как правило в форме индивидуального убеждения, но там он в значительной степени «подавлен» логико-рациональными, теоретическо-абстрактными формами мысли. Иными словами, если в науке ведущими интеллектуальными образованиями выступают четко фиксированные понятия, законы, принципы, гипотезы и другие инструменты рационального размышления, в обыденном познании ведущей формой построения кар- тины объекта является, так называемый, здравый смысл. Именно он суть организующий принцип обыденного миропонимания, именно он на место знания, закона ставит совокупность сведений о предметно- ориентировочных связях и явлениях, ограниченных повседневным
К вопросу о методологических основаниях теории обучения опытом практическом деятельности индивида.
Что же такое учебное познание? В первом приближении оно есть взаимопроникающее через противопоставление ряда уровней познающе-мыслительной практики человека. К ним мы относим со стороны обыденного сознания:
а) Логически не систематизированное знание, формирующееся на основе непосредственно-практического опыта;
б) «Просвещенно-интеллектуализированное» обыденное знание, ассимилировавшее общеизвестные, устоявшиеся положения науки, но привлекающие их не для познания, а лишь для ориентации в сфере обыденной жизни в интересах практического употребления.
Со стороны научного сознания:
а) Теоретизированное знание, являющееся систематизированным обобщением обыденного опыта (наука древних, философия и т.д.);
б) Теоретическое знание, возникшее и систематизированное на основе дедуктивно-аксиоматических систем (собственно теоретический уровень науки).
Таким образом, учебное познание (знание) с позицией философии есть диалектическое »снятие» отмеченных уровней интеллекту ал ь- но-поонающей практики человека, и поэтому вторичное по своей природе присвоение нового субъектом.
Разумеется, все вышесказанное есть схематическое, первоподхо- дное в решении проблемы, названной в заглавии, но вместе с тем, авторы уверены, что лишь на пути глубокой философско- методологической проработки понятия «учебное познание» и всех тех понятийных средств, что с ним связаны, возможна серьезная научная формулировка основ общей теории учения, т.е. такой, в которой, в отличии от теории обучения субъектом выступает учащийся, а не учитель.