Беляева Е.В.
Соискатель, Тольяттинский государственный университет МОУДОД ЦТРГО «Эрудит», Тольятти
Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание — одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции личности.
В настоящее время в психологических исследованиях переосмысливаются сущностные характеристики личностного в человеке. Все больше выдвигаются на передний план различные внутриличностные образования, такие как самопонимание, рефлексия, Я-концепция, образ-Я, доверие к себе. Особую значимость представляет такое системное образование, как Я-концепция, поскольку в ней отражено существенное для личности соотношение «потенций и тенденций» (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев), ее «возможностей и стремлений» (B.C. Мерлин). Периодом возникновения сознательного «я», как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, считается подростковый и юношеский возраст [4,6].
Крайне значимым является младший подростковый возраст (10-12 лет), ведь это время перестройки всей социальной ситуации развития. [6,6], а также, по мнению многих исследователей (Р.Бернс, К. Роджерс, Г.А. и др.), определяющим в развитии Я-концепции также является подростковый возраст, поскольку данный период является сенситивным для осмысления внешнего и внутреннего мира, развития логики чувств, обобщенного отношения к самому себе [2,18; 3,447].
Центральное личностное новообразование этого периода — становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающейся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость [7,12]. Отрочество характеризуется, прежде всего, повышением значимости Я-концепции, представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Подросток смотрит на себя как бы «извне», сопоставляет себя с другими — взрослыми и сверстниками — ищет критерии для такого сравнения. Благодаря этому у него постепенно вырабатываются некоторые собственные критерии оценки себя, и он переходит от взгляда «извне» на взгляд «изнутри». Ориентация на оценку окружающих сменяется ориентацией на самооценку, формируется представление о Я-идельном. Именно в подростковом возрасте сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой Я-концепции личности [1,8].
Я-концепция рассматривается в различных психологических школах и направлениях, затрагивающих проблемы развития самосознания. Теоретическое и прикладное развитие понятие Я — концепции родилось в русле гуманистической психологии, представители которой (А.Маслоу, К. Роджерс и др.) [3, 447], в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я и его личностного самоопределения в микросоциуме. В отечественной психологии проблемой Я- концепции занимались И.С. Кон, В. В. Столин [3,45; 3,123].
Нужно отметить, что ни в отечественной, ни в зарубежной литературе не существует универсального определения понятию Я-концепция, как нет и единства в терминологии. Феномен Я-концепции часто выражается в таких определениях как когнитивный компонент самосознания, самовосприятие, самоотношение, образ Я, идентичность. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом; другие используют для обозначения ее отдельных аспектов.
В современной психологии Я-концепция рассматривается как совокупность представлений о себе, сопряженная с их оценкой, формируется в процессе взаимодействия индивида с окружающей средой и с момента своего зарождения становится активным началом, фактором, определяющим развитие личности [3,261].
Изучение свойств самосознания, адекватности самооценок, структуры и функций Я-концепции представляет не только теоретический, но и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности. Знание и учет особенностей Я-концепции: человека позволяет прогнозировать поведение личности в различных обстоятельствах, предвидеть интерпретацию значимых событий, оценку результатов собственной и чужой деятельности, стиль межличностного взаимодействия.
Я-концепция способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. Я-концепция в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности. Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивной Я- концепции в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Негативная Я-концепция у подростка, снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации [5,18].
Таким образом, можно сказать, что работа по формированию позитивной Я-концепции является актуальной именно на этой возрастной ступени.
В процессе обучения и воспитания у подростка должна быть сформирована система адекватных представлений о себе, позитивная устойчивая самооценка и адаптивная модель поведения. Психологическое сопровождение программы развития МОУДОД ЦТРГО «Эрудит» г.о. Тольятти, осуществлялось с целью создания и поддержания в образовательном учреждении максимально развивающей среды, способствующей максимально полному развитию интеллектуального, личностного, творческого потенциала ребенка.
Программа групповых занятий для подростков 5-6 классов «Азбука психологии» нацелена на развитие социальной компетентности учащихся, воспитание гармонично развитой личности, способной к саморазвитию и эффективному функционированию в обществе. Программа «Азбука психологии» начала реализовываться с 2007 года и состоит из множества блоков, одним из которых является активизация процесса формирования позитивной Я-концепции у младших подростков (10-12 лет). Цель данного блока конкретизируется в частных задачах: 1) знакомство подростков с системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности; 2) создание условий для включения подростков в процесс самопознания, самосовершенствования, самопринятия; 3) развитие адекватного понимания самого себя; 4) развитие адекватной самооценки; 5) создание устойчиво позитивных психоэмоциональных состояний.
Целью нашего исследования стало изучение влияния развивающей программы на формирование Я-концепции младшего подростка. Для реализации поставленной цели был проведен блок занятий, состоящий из следующих тем:
1. «Страна моего Я». Цель: создание условий для включения подростка в процесс самораскрытия; знакомство со спецификой работы в группе, со структурой занятий, знакомство с группой (примеры упражнений: «Визитка», «Опиши себя», игра «Пойми меня», «Переправа» и др.).
2. «Зачем нужно знать себя?». Цель: создание условий для включения личности в процесс самопознания, осознания участниками своего реального и идеального Я, отношения к себе, своих сильных и слабых сторон, формирование установки на взаимопонимание, развитие навыков рефлексии и обратной связи (примеры упражнений: «Дракон моих недостатков», «Стряхни!», «Как достичь цели?», «Знатоки чувств», «Наследство», «Новое изобретение», «Внутри и снаружи» и др.).
3. «Я в своих глазах и в глазах других людей». Цель: вооружение подростков системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, создание условий для возможности увидеть себя глазами других людей, отработка навыков анализа своего поведения; включение участников в процесс самосовершенствования (примеры упражнений: «Путаница», «Рисунок на спине», «Чьи ладони», «Мои проблемы в общении» и др.).
Таким образом, данный блок программы реализует три последующих этапа на пути развития Я-концепции: понять себя, свои чувства, понять другого и научиться эффективно общаться и взаимодействовать.
Данный блок программы предусматривает систему занятий, проходящих 1 раз в неделю, в течение трех месяцев. Структура занятия: приветствие; разминка — средство воздействия на эмоциональное состояние детей, их активность, настрой на продуктивную совместную деятельность; основная работа по теме занятия (совокупность психологических игр и упражнений и теоретического материала, подобранных в соответствии с задачами занятия, и анализ выполнения этих заданий); рефлексия прошедшего занятия — выяснение эмоционального состояния ребёнка на занятии.
Таким образом, важно отметить, что проведение данного блока занятий по формированию позитивной Я-концепции способствуют тому, что подростки яснее осознают свою индивидуальность, свои отличия от окружающих и придают им больше значения, так что образ Я становится одной из центральных установок личности, с которой они соотносят свое поведение. Занятия включают детей в разнообразную творческую деятельность, вызывают интерес, раскрепощают, стимулируют быть естественными не только с самим собой, но и с окружающими, появляется стремление внести свой вклад в групповую деятельность.
Таким образом, серия занятий по формированию позитивной Я- концепции программы «Азбука психологии» для 5-6 классов имеет достаточный потенциал для достижения поставленных в ней целей.
Литература:
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2007. с.272.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. с.420.
- Райгородский Д.Я. Психология самосознания. Самара: Издательский Дом «БАХРАМ-М», 2007. с. 672.
- Райгородский Д.Я. Подросток и семья. Самара: Издательский Дом «БАХРАМ-М», 2002. с. 656.
- Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблема становления личности. М., 1994. с.212
- Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. СПб.: Речь, 2007. с.216
- Хухлаева О.В. Психология подростка. М.: Издательский центр «Академия», 2005. с.160.