ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Беляева Е.В.

Соискатель, Тольяттинский государственный университет МОУДОД ЦТРГО «Эрудит», Тольятти

Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание — одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции личности.

В настоящее время в психологических исследованиях переосмысливаются сущностные характеристики личностного в человеке. Все больше выдвигаются на передний план различные внутриличностные образования, такие как самопонимание, рефлексия, Я-концепция, образ-Я, доверие к себе. Особую значимость представляет такое системное образование, как Я-концепция, поскольку в ней отражено существенное для личности соотношение «потенций и тенденций» (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев), ее «возможностей и стремлений» (B.C. Мерлин). Периодом возникновения сознательного «я», как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, считается подростковый и юношеский возраст [4,6].

Крайне значимым является младший подростковый возраст (10-12 лет), ведь это время перестройки всей социальной ситуации развития. [6,6], а также, по мнению многих исследователей (Р.Бернс, К. Роджерс, Г.А. и др.), определяющим в развитии Я-концепции также является подростковый возраст, поскольку данный период является сенситивным для осмысления внешнего и внутреннего мира, развития логики чувств, обобщенного отношения к самому себе [2,18; 3,447].

Центральное личностное новообразование этого периода — становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающейся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость [7,12]. Отрочество характеризуется, прежде всего, повышением значимости Я-концепции, представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Подросток смотрит на себя как бы «извне», сопоставляет себя с другими — взрослыми и сверстниками — ищет критерии для такого сравнения. Благодаря этому у него постепенно вырабатываются некоторые собственные критерии оценки себя, и он переходит от взгляда «извне» на взгляд «изнутри». Ориентация на оценку окружающих сменяется ориентацией на самооценку, формируется представление о Я-идельном. Именно в подростковом возрасте сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой Я-концепции личности [1,8].

Я-концепция рассматривается в различных психологических школах и направлениях, затрагивающих проблемы развития самосознания. Теоретическое и прикладное развитие понятие Я — концепции родилось в русле гуманистической психологии, представители которой (А.Маслоу, К. Роджерс и др.) [3, 447], в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я и его личностного самоопределения в микросоциуме. В отечественной психологии проблемой Я- концепции занимались И.С. Кон, В. В. Столин [3,45; 3,123].

Нужно отметить, что ни в отечественной, ни в зарубежной литературе не существует универсального определения понятию Я-концепция, как нет и единства в терминологии. Феномен Я-концепции часто выражается в таких определениях как когнитивный компонент самосознания, самовосприятие, самоотношение, образ Я, идентичность. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом; другие используют для обозначения ее отдельных аспектов.

В современной психологии Я-концепция рассматривается как совокупность представлений о себе, сопряженная с их оценкой, формируется в процессе взаимодействия индивида с окружающей средой и с момента своего зарождения становится активным началом, фактором, определяющим развитие личности [3,261].

Изучение свойств самосознания, адекватности самооценок, структуры и функций Я-концепции представляет не только теоретический, но и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности. Знание и учет особенностей Я-концепции: человека позволяет прогнозировать поведение личности в различных обстоятельствах, предвидеть интерпретацию значимых событий, оценку результатов собственной и чужой деятельности, стиль межличностного взаимодействия.

Я-концепция способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. Я-концепция в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности. Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивной Я- концепции в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Негативная Я-концепция у подростка, снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации [5,18].

Таким образом, можно сказать, что работа по формированию позитивной Я-концепции является актуальной именно на этой возрастной ступени.

В процессе обучения и воспитания у подростка должна быть сформирована система адекватных представлений о себе, позитивная устойчивая самооценка и адаптивная модель поведения. Психологическое сопровождение программы развития МОУДОД ЦТРГО «Эрудит» г.о. Тольятти, осуществлялось с целью создания и поддержания в образовательном учреждении максимально развивающей среды, способствующей максимально полному развитию интеллектуального, личностного, творческого потенциала ребенка.

Программа групповых занятий для подростков 5-6 классов «Азбука психологии» нацелена на развитие социальной компетентности учащихся, воспитание гармонично развитой личности, способной к саморазвитию и эффективному функционированию в обществе. Программа «Азбука психологии» начала реализовываться с 2007 года и состоит из множества блоков, одним из которых является активизация процесса формирования позитивной Я-концепции у младших подростков (10-12 лет). Цель данного блока конкретизируется в частных задачах: 1) знакомство подростков с системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности; 2) создание условий для включения подростков в процесс самопознания, самосовершенствования, самопринятия; 3) развитие адекватного понимания самого себя; 4) развитие адекватной самооценки; 5) создание устойчиво позитивных психоэмоциональных состояний.

Целью нашего исследования стало изучение влияния развивающей программы на формирование Я-концепции младшего подростка. Для реализации поставленной цели был проведен блок занятий, состоящий из следующих тем:

1. «Страна моего Я». Цель: создание условий для включения подростка в процесс самораскрытия; знакомство со спецификой работы в группе, со структурой занятий, знакомство с группой (примеры упражнений: «Визитка», «Опиши себя», игра «Пойми меня», «Переправа» и др.).

2. «Зачем нужно знать себя?». Цель: создание условий для включения личности в процесс самопознания, осознания участниками своего реального и идеального Я, отношения к себе, своих сильных и слабых сторон, формирование установки на взаимопонимание, развитие навыков рефлексии и обратной связи (примеры упражнений: «Дракон моих недостатков», «Стряхни!», «Как достичь цели?», «Знатоки чувств», «Наследство», «Новое изобретение», «Внутри и снаружи» и др.).

3. «Я в своих глазах и в глазах других людей». Цель: вооружение подростков системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, создание условий для возможности увидеть себя глазами других людей, отработка навыков анализа своего поведения; включение участников в процесс самосовершенствования (примеры упражнений: «Путаница», «Рисунок на спине», «Чьи ладони», «Мои проблемы в общении» и др.).

Таким образом, данный блок программы реализует три последующих этапа на пути развития Я-концепции: понять себя, свои чувства, понять другого и научиться эффективно общаться и взаимодействовать.

Данный блок программы предусматривает систему занятий, проходящих 1 раз в неделю, в течение трех месяцев. Структура занятия: приветствие; разминка — средство воздействия на эмоциональное состояние детей, их активность, настрой на продуктивную совместную деятельность; основная работа по теме занятия (совокупность психологических игр и упражнений и теоретического материала, подобранных в соответствии с задачами занятия, и анализ выполнения этих заданий); рефлексия прошедшего занятия — выяснение эмоционального состояния ребёнка на занятии.

Таким образом, важно отметить, что проведение данного блока занятий по формированию позитивной Я-концепции способствуют тому, что подростки яснее осознают свою индивидуальность, свои отличия от окружающих и придают им больше значения, так что образ Я становится одной из центральных установок личности, с которой они соотносят свое поведение. Занятия включают детей в разнообразную творческую деятельность, вызывают интерес, раскрепощают, стимулируют быть естественными не только с самим собой, но и с окружающими, появляется стремление внести свой вклад в групповую деятельность.

Таким образом, серия занятий по формированию позитивной Я- концепции программы «Азбука психологии» для 5-6 классов имеет достаточный потенциал для достижения поставленных в ней целей.

Литература:

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2007. с.272.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. с.420.
  3. Райгородский Д.Я. Психология самосознания. Самара: Издательский Дом «БАХРАМ-М», 2007. с. 672.
  4. Райгородский Д.Я. Подросток и семья. Самара: Издательский Дом «БАХРАМ-М», 2002. с. 656.
  5. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблема становления личности. М., 1994. с.212
  6. Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. СПб.: Речь, 2007. с.216
  7. Хухлаева О.В. Психология подростка. М.: Издательский центр «Академия», 2005. с.160.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h