Социальное образование как социокультурный феномен. Функции и компоненты социального образования.
Современные трактовки социального образования. (С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, В. Н. Ярская); социальное образование как социокультурное явление. Социальное образование как фактор воспроизводство социальной культуры общества. Подходы к пониманию сущности и направлений исследования социального образования. Основные характеристики, объект и предмет социального образования, аспекты социального образования. Функции и компоненты социального образования.
2. Приоритеты, успехи и проблемы высшего профессионального образования.
Общемировые тенденции в образовании и специфика их проявлений в России. Непрерывное образование. Компетентностный подход. Настройка образовательных структур в Европе. Болонский процесс и проблемы, сопровождающие его реализацию. Кредитно-модульная технология обучения. Понятие «модуль образовательной программы». Связь кредитов и результатов обучения. Современные проблемы воспитания.
Вопросы по курсу: История и методология социальной работы
- 1. Социальная работа в контексте глобализации.
Общемировые тенденции и специфика их проявления в России. Характеристика «глобализма» и «глобализации», неоднозначность трактовок, критика. Негативные факторы, сопровождающие глобальные процессы. Социальные последствия глобализации. Цели социальной политики на современном этапе.
- 2. Проблема профессионализации социальной работы (методологические проблемы, амбивалентность восприятия социальной работы, неоменеджерализм и стандартизация в социальной работе).
Истоки социальной работы – соотношение религиозной благотворительности и социальной работы. Социальная работа как профессия – система знаний, набор приемов, разнообразие сфер специализации Особенности, обуславливающие противоречивость статуса социальной работытеоретическая база. Социальная работа как исполнитель воли государства. Социальный дарвинизм. Методологические проблемы, дискуссия о предмете науки. Единство структурной и психосоциальной деятельности. Технократический подход в профессии. Стандартизация как наука о выявлении повторяющихся объективных событиях и согласовании совокупности свойств различных объектов. Недостатки неоменеджерализма, адресной помощи.