Цели: — обобщить, систематизировать знания о предложении, полученные на предыдущих уроках; развитие умения самостоятельно составлять предложения из слов, данных вразбивку, по иллюстрации; чертить схему предложения; вырабатывать навыки грамотного письма.
— коррекция памяти через повторение изученного на предыдущих уроках, через звукобуквенный анализ слова; коррекция мышления через отгадывание загадки, через составление предложений, через составление схем предложений; коррекция речи учащихся через описание картины, через ответы на вопросы заданные учителем.
— развитие зрительного восприятия через рассматривание картины; развитие слухового восприятия через звукобуквенный анализ слова; развитие внимания через нахождение в словах лишних слогов, через составление схем предложений, через выделение из текста предложений по заданной теме, через составление предложений из слов, данных вразбивку; развитие воображения через придумывание предложений к схеме, через составление предложений по картине.
— воспитание чувства любви к родному языку.
Оборудование: иллюстрация времени года весна, карточки со словами, карточки с индивидуальными заданиями, карточка со схемой предложения.
- Организационный момент.
Учитель проверяет готовность детей к уроку, наличие всех необходимых принадлежностей.
- Пальчиковая гимнастика.
Утро настало, солнышко встало.
А, ну, братец Федя, разбуди соседей:
Привет большак! Привет указка!
Привет серёдка! Привет сиротка!
И крошка- Митрошка.
Привет ладошка!
- Чистописание.
Учитель предлагает детям отгадать загадку:
Тает снег на полях,
Треснул лёд на реках ,
Солнце пригревает.
Когда это бывает?
( Весной.)
— Ребята, а какое сейчас время года? ( Весна.)
На доске записано слово ВЕСНА.
Учитель предлагает сделать звукобуквенный анализ слова ВЕСНА.
ВЕСНА- 5 звуков; 5 букв.
3 согласных: 2 звонких, 1 глухой; 1 мягкий, 2 твёрдых;
2 гласных.
В слове ВЕСНА 2 слога: ВЕС-НА, 2 слог ударный. Ударение падает на
гласный а.
Учитель просит детей записать слово ВЕСНА в тетрадь 2 раза.
- Индивидуальная работа.
2 ученика выполняют задание по карточкам.
Задание: дано слово РЕБЯТА
Укажите сколько звуков и букв в данном слове, сколько гласных и согласных. Разбейте на слоги, поставьте ударение.
- Постановка цели урока.
— Русский язык – наш родной язык. Один человек говорит – другой его понимает.
Вы читаете газеты, журналы, книги и тоже понимаете, о чём в них написано. И всё это благодаря языку. На нашей планете люди разговаривают на разных языках. А какую речь вы слышите каждый день? ( Русскую.) Почему?
— Какие виды речи вы знаете? ( Устная и письменная.)
— Что такое устная речь? Письменная?
— Из чего состоит наша речь? ( Наша речь состоит из предложений.)
— Сегодня на уроке мы будем вспоминать всё, что знаем о предложении, путешествуя, по времени года весна.
- Работа над темой урока.
а). На доске схема предложения \_______ _______ _______ .
— Что изображено на доске? ( Схема предложения.)
— Сколько слов должно быть в предложении? ( 3 слова.)
— Придумайте предложение к данной схеме.
Учитель предлагает своё предложение: Снова наступила весна.
— Запишите предложение в тетрадь.
Дети записывают, один ученик комментирует.
б). – Что вы сейчас записали в тетрадь? ( Предложение.)
— Как вы догадались, что это предложение? ( Начало с большой буквы, в конце стоит точка.)
— Что мы знаем о предложении? ( Выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу.)
— О чём говорится в предложении? ( О весне.)
— Что о ней говорится ? ( Снова наступила весна.)
— В этом предложении слова связаны по смыслу? Они выражают законченную мысль?
в). На доске запись: Озелёная потрава.
— Прочитайте. Что заметили? Уберите в словах лишний слог.
— Что получилось? ( Зелёная трава.)
— Можно ли эту запись назвать предложением? Почему?
г) Работа со словосочетанием зелёная трава.
На доске в разных местах развешены слова: на, медведь, лугу, машина, растёт, зима и др.
— Составьте предложение используя словосочетание зелёная трава и слова, развешанные в классе.
Дети составляют предложение и 1 ученик записывает его на доске, комментируя. Остальные ребята записывают в тетрадь.
— Почему при составлении предложения вы использовали не все слова? ( Они не подходят по смыслу.)
— Сколько слов в этом предложении?
— Начертите схему этого предложения. ( 1 ученик выполняет задание на доске.)
- Индивидуальная работа.
3 ученика выполняют задание по карточкам.
Задание: Составь предложение из слов: оживает, всё, Весной, вокруг.
Физкультминутка.
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Хорошо мы погуляли
И немножко все устали.
д). Учитель вывешивает на доску иллюстрацию « Весна».
На доске записаны предложения: Пошёл сильный дождь. Весь день идёт снег. Видны первые проталины. С деревьев опадают листья.
Учитель предлагает детям выбрать из данных предложений то, которое подходит к картине.
е). Учитель предлагает учащимся составить предложения по картине « Весна».
Три лучших предложения записывают в тетрадь ( 1 ученик записывает на доске, комментируя.)
- Индивидуальная работа.
2 ученика работают по карточкам.
Дана схема предложения \________ _______ _______ _______ .
Задание: придумайте предложение к данной схеме.
6). Итог урока.
— О чём говорили на уроке?
— Закончите предложения:
Предложение состоит…
Предложение выражает…
Первое слово в предложении…
В конце предложения…
7). Оценка знаний учащихся.
8). Домашнее задание.
Придумать и записать в тетрадь 3 предложения о лете.