« Предложение» ( повторительно-обобщающий урок).

Цели: — обобщить, систематизировать знания о предложении, полученные на   предыдущих уроках; развитие умения самостоятельно составлять предложения из слов, данных вразбивку, по иллюстрации; чертить схему предложения; вырабатывать навыки грамотного письма.

           — коррекция памяти через повторение изученного на предыдущих уроках, через звукобуквенный анализ слова; коррекция мышления через отгадывание загадки, через составление предложений, через  составление схем предложений; коррекция речи учащихся через описание картины, через ответы на вопросы заданные учителем.

           — развитие зрительного восприятия через рассматривание картины; развитие слухового восприятия через звукобуквенный анализ слова; развитие внимания через нахождение в словах лишних слогов, через составление схем предложений, через выделение из текста предложений по заданной теме, через составление предложений из слов, данных вразбивку; развитие  воображения через придумывание предложений к схеме, через составление предложений по картине.

           — воспитание чувства любви к родному языку.

Оборудование: иллюстрация времени года весна, карточки со словами, карточки с индивидуальными заданиями, карточка со схемой предложения.

 

  1. Организационный момент.

            Учитель проверяет готовность детей к уроку, наличие всех необходимых    принадлежностей.

  1. Пальчиковая гимнастика.

       Утро настало, солнышко встало.

       А, ну, братец Федя, разбуди соседей:

       Привет большак! Привет указка!

       Привет серёдка! Привет сиротка!

       И крошка- Митрошка.

       Привет ладошка!

  1. Чистописание.

Учитель предлагает детям отгадать загадку:

             Тает снег на полях,

             Треснул лёд на реках ,

             Солнце пригревает.

             Когда это бывает?

                                       ( Весной.)

— Ребята, а какое сейчас время года?   ( Весна.)

На доске записано слово ВЕСНА.

Учитель предлагает сделать звукобуквенный анализ слова ВЕСНА.

ВЕСНА-  5 звуков; 5 букв.

                 3 согласных: 2 звонких, 1 глухой; 1 мягкий, 2 твёрдых;

                 2 гласных.

                  В слове ВЕСНА 2 слога: ВЕС-НА, 2 слог ударный. Ударение падает на

                  гласный а.

Учитель просит детей записать слово ВЕСНА в тетрадь 2 раза.

  • Индивидуальная работа.

2 ученика выполняют задание по карточкам.

Задание: дано слово РЕБЯТА

Укажите сколько звуков и букв в данном слове, сколько гласных и согласных. Разбейте на слоги, поставьте ударение.

  1. Постановка цели урока.

— Русский язык – наш родной язык. Один человек говорит – другой его понимает.

Вы читаете газеты, журналы, книги и тоже понимаете, о чём в них написано. И всё это благодаря языку. На нашей планете люди разговаривают на разных языках. А какую речь вы слышите каждый день? ( Русскую.) Почему?

— Какие виды речи вы знаете? ( Устная и письменная.)

— Что такое устная речь? Письменная?

— Из чего состоит наша речь? ( Наша речь состоит из предложений.)

— Сегодня на уроке мы будем вспоминать всё, что знаем о предложении, путешествуя, по времени года весна.

  1. Работа над темой урока.

а). На доске схема предложения  \_______   _______  _______ .

— Что изображено на доске? ( Схема предложения.)

—  Сколько слов должно быть в предложении? ( 3 слова.)

— Придумайте предложение к данной схеме.

Учитель предлагает своё предложение: Снова наступила весна.

             — Запишите предложение в тетрадь.

             Дети записывают, один ученик комментирует.

             б). – Что вы сейчас записали в тетрадь? ( Предложение.)

                  — Как вы догадались, что это предложение? ( Начало с большой буквы, в конце стоит точка.)

                  — Что мы знаем о предложении? ( Выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу.)

                  — О чём говорится в предложении? ( О весне.)

                  — Что о ней говорится ? ( Снова наступила весна.)

                  — В этом предложении слова связаны по смыслу? Они выражают законченную мысль?

              в).  На доске запись: Озелёная потрава.

                   — Прочитайте. Что заметили? Уберите в словах лишний слог.

                   — Что получилось? ( Зелёная трава.)

                   — Можно ли эту запись назвать предложением? Почему?

                 г)   Работа со словосочетанием зелёная трава.

             На доске в разных местах развешены слова: на, медведь, лугу, машина, растёт, зима и др.

                    — Составьте предложение используя словосочетание зелёная трава и слова, развешанные в классе.

               Дети составляют предложение и 1 ученик записывает его на доске, комментируя. Остальные ребята записывают в тетрадь.

                    — Почему при составлении предложения вы использовали не все слова? ( Они не подходят по смыслу.)

                    — Сколько слов в этом предложении?

                    —  Начертите схему этого предложения. ( 1 ученик выполняет задание на доске.)

  • Индивидуальная работа.

                        3 ученика  выполняют задание по карточкам.

                        Задание: Составь предложение из слов: оживает, всё, Весной, вокруг.

Физкультминутка.

 

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Хорошо мы погуляли

И немножко все устали.

д).  Учитель вывешивает на доску иллюстрацию « Весна».

     На доске записаны предложения: Пошёл сильный дождь. Весь день идёт снег. Видны первые проталины. С деревьев опадают листья.

     Учитель предлагает детям выбрать из данных предложений то, которое подходит к картине.

е). Учитель предлагает учащимся составить предложения по картине « Весна».

      Три лучших предложения записывают в тетрадь ( 1 ученик записывает на доске, комментируя.)

  • Индивидуальная работа.

                  2 ученика работают по карточкам.

Дана схема предложения   \________   _______  _______  _______ .

                  Задание: придумайте предложение к данной схеме.

6). Итог  урока.

   — О чём говорили на уроке?

   — Закончите предложения:

    Предложение состоит…

    Предложение выражает…

    Первое слово в предложении…

    В конце предложения…

7). Оценка знаний учащихся.

8). Домашнее задание.

    Придумать и записать в тетрадь 3 предложения о лете.

 

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector