Формирование информационного общества

Формирование информационного общества, провозглашенное в качестве одной из первоочередных задач государственной политики Российской Федерации, предопределяет актуальность интенсивного развития и внедрения   информационно-коммуникационных технологий в различные сферы жизни общества – политику, экономику,  социальную сферу. Подлинный ключ к эффективному использованию информационных технологий – это технологические знания и умения, обеспечивающие возможность их теоретического осмысления и прак­тического внедрения. Приобретению таких знаний и умений подчинен      курс «Информационные технологии», составляющий  одну из важнейших  базовых учебных дисциплин профессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальности «Прикладная информатика (в информационной сфере)». Особое место курса в профессиональной подготовке этих специалистов определяется тем, что в  нем закладываются основы для изучения  практически всех специальных дисциплин, а также дисциплин специализации.  Это обусловлено тем, что  именно технологии являются категорией, сквозь призму которой могут быть осознанно  изучены все компоненты профессиональной деятельности выпускника. Программа курса «Информационные технологии» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин ОПД.Ф.06  составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования  второго поколения  специальности 351400 (080801) «Прикладная информатика (по областям применения), а также с учетом специфики области применения «информационная сфера».

Предметом курса «Информационные технологии» является совокупность информационно-коммуникационных технологий,  определяющих прогрессивное развитие современного общества.                    

Цель курса: приобретение системных представлений о составе,  назначении и сущности, методах и средствах информационных технологий как основы овладения специальностью «Прикладная информатика».

               Задачи курса:

 — овладение специальной терминологией в области информационных технологий;

— изучение теоретических положений в сфере информационных технологий;

— ознакомление с комплексом современных информационных технологий;

— изучение основ технологии информационного производства;

— приобретение практических умений и навыков использования

  информационных  технологий электронного офиса;

— осмысление     возможных     подходов     к     оценке     эффективности информационных технологий и качества информационных продуктов.

В структуре курса «Информационные технологии» в соответствии с его задачами выделено три раздела, изучение которых вкупе обеспечивает достижение цели данного курса. Раздел 1. «КОМПОНЕНТНАЯ СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ»  содержит теоретический материал, позволяющий получить обобщенное представление о всех компонентах информационных технологий и    формирующий технологический тезаурус выпускников. Раздел 2. «БАЗОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» раскрывает состав и содержание информационных технологий,использующих универсальные методы и средства работы с информацией, применяемые в различных сферах человеческой деятельности. Раздел 3. «ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОФИСА» обеспечивает приобретение студентами  знаний и умений в области автоматизация офисной деятельности технологий.

 Освоение курса предполагает теоретическое обучение (лекционные, семинарские занятия), выполнение практических, контрольных работ, тестовых заданий и самостоятельную работу студентов.  В ходе  теоретической  подготовки студентов в сфере  предусматривается  формирование технологических  знаний, обеспечивающих возможность обоснованного выбора информационных технологий с учетом потребностей конкретной предметной области и их практической реализации. Практикум курса предусматривает выполнение комплекса практических и лабораторных работ, посвященных анализу информационных технологий как объекта автоматизации; изучению программных продуктов, обеспечивающих реализацию  задач электронного офиса; приобретению умений осознанного выбора и использования  информационных технологий с учетом специфики предметной области. Семинарские занятия по курсу нацелены на обсуждение вопросов, связанных с современными достижениями и  проблемами внедрения и развития  информационных  технологий в учреждениях информационной сферы.

  Важнейшим видом самостоятельной работы студентов по данному курсу является выполнение курсовой работы, связанной со всесторонним анализом одного из видов современных информационных технологий,   предполагающим определение  сущности и  отличительных особенностей информационной технологии, раскрытие истории ее создания и развития, характеристику используемых методов и средств, описание областей применения. При выполнении курсовой работы студент должен продемонстрировать способности   выдвинуть рабочую гипотезу, собрать и обработать информацию по теме, изучить и критически проанализировать полученные результаты, систематизировать и обобщить имеющуюся информацию,  логически обосновать и сформулировать выводы, предложения, рекомендации.  Помощь в организации самостоятельной работы студентов призван оказать представленный в составе учебной программы развитый список литературы, включающий нормативно – технические, научные, учебные, справочные документы в традиционной и электронной формах. Работа над учебным материалом  курса опирается на предварительную подготовку студентов в области информатики.

             Общий объем курса «Информационные технологии» в соответствии с учебным планом специальности 080801 (351400) «Прикладная информатика (в информационной сфере)» составляет 260 часов, в том числе 190 часов аудиторных занятий, включая 86 часов лекций, 68 часов практических работ, 34 часа мелкогрупповых занятий и 70 часов самостоятельной работы. Курс «Информационные технологии»  изучается во втором, третьем и четвертом  семестрах. Формами итогового контроля знаний и умений студентов по курсу «Информационные технологии»  являются  зачет  —  во втором семестре, экзамен — в  третьем семестре, зачет в четвертом семестре.

 

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector