КОМПОНЕНТНАЯ СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Тема  1.1. Общая характеристика курса «Информационные технологии»

Место курса «Информационные технологии» в составе профессиональной подготовки  студентов специальности «Прикладная информатика (в информационной сфере)». Предмет, цель и задачи учебной дисциплины «Информационные технологии». Структура курса. Отличительные черты курса.

Взаимосвязи курса с общенаучными, математи­ческими, общепрофессиональными и специальными учебными дисциплинами. Важнейший понятийно-терминологический аппарат курса.

Состав и характеристика информационного обеспечения курса. Организация аудиторной и самостоятельной работы студентов. Требования к знаниям и умениям студентов по курсу «Информационные технологии». Требования к содержанию и выполнению курсовой работы по учебной дисциплине «Информационные технологии».

Формы диагностики и контроля  знаний и умений студентов курсу «Информационные технологии».

Тема  1.2.  Технология как мегапонятие  

Происхождение и диверсификация понятия «технология». Развитие технологии как практической деятельности. Формирование тех­нологии как науки. Возникновение технологии как учебной дисциплины. Взаимосвязь и взаимозависимость технологии с научно-техническим прог­рессом, социальным развитием и культурой общества.

Возрастание роли технологии — характерная черта XX века. Сущность технологического подхода как метод научного осмысления практической деятельности. Технологизация социального пространства как глобаль­ная тенденция развития современного общества. Факторы активного внедрения  технологии в различные сферы человеческой деятельности. Понятия тех­нологической революции и технологического менталитета. Понятие технологической культуры. Технологическое зна­ние: содержание и структура.

Подходы к классификации технологий. Глобальная, базовая, конкретная технологии. Технологии материального и нематери­ального производства. Традиционные и новые технологии. Общая и специальные технологии.

Тема  1.3. Современное содержание  понятия «Технология»

 

Феноме­нальность категории «технология». Многогранность современного понятия технологии. Определение поня­тия технологии как производственной деятельности, науки, учебной дисциплины.

Признаки технологии как практической деятельности (наличие цели, упорядоченность, регулярность, структурированность, однозначность и др.). Предмет, цель и задачи технологии. Компонентная структура технологии.

Технология как наука. Сущность технологического подхода как метода научного осмысления практической деятельности. Теория технологических систем как базовая теория технологии как науки.

Технология как учебная дисциплина, ориентированная на освоение технологических знаний и умений. Структура и содержание  технологического знания.

Тема  1.4. Содержание понятия «Информационная технология»

Определение понятия «информационная технология». Сравнительный анализ понятий «технология» и «информационная тех­нология». Качественная специфика информационной технологии. Возникновение и этапы развития информационных технологий. Предмет, цель и задачи информационных технологий. Компонентная структура информационной технологии. Специфические свойства компонентов информационной технологии. Информатика гак теоретическая база развития информационных техно­логий. Информационные технологии и информационные системы.        Информационные технологии и информационные ресурсы.

Возрастание роли информаци­онных технологий в современном обществе. Роль информационных технологий в развитии информатизации и построении информационного об­щества. Тенденции и перспективы развития информационных технологий. Место информационных технологий в структуре ин­формационной культуры современного человека.

Тема  1.5. Классификация информационных технологий

       Многомерность понятия «информационная технология». Подходы к классификации информационных технологий. Виды современных информаци­онных технологий  по различным основаниям деления. Общая характеристика видов информаци­онных технологий по сфере применения: базовые, прикладные, специальные. Общая характеристика видов информаци­онных технологий по назначению: функциональные, инструментальные (обеспечивающие), предметные, прикладные.

Информационно-коммуникационные технологии как особый компонент современных информационных технологий.  Роль информационно-коммуникационных технологий в реинжиниринге информационной деятельности. Автоматизированные (компьютерные) информационные технологии – основа   современных информационных систем и сетей. Взаимосвязь различных видов информационных технологий.

Значение знания видов информационных технологий и разнообразных подходов к их классификации для принятия обоснованных решений в ходе  проектирования, эксплуатации, модернизации информационных систем и сетей.

Тема  1.6. Информационная технологическая система

      Сущность технологического подхода к изучению и представлению информационной деятельности. Информационная технологическая система: определение понятия, структура, функции. Принципы функ­ционирования технологических систем. Эволюция технологических систем. Жизненный цикл технологической системы.

Технологическая модель информационной системы. Принципиальная схема функционирования информационных технологических систем. Исходный и конечный продукты информационных технологических систем. Виды протекающих в информационных технологических системах процессов.

Состав и характеристика подсистем информационных технологических систем. Подсистема информационных технологических процессов. Подсистема ресурсного обеспечения информационных технологий. Подсистема организационного управления и контроля качества.   Взаимосвязь и взаимозависимость подсистем информационных технологических систем. Организация информационной технологии как управленческий процесс. Содержание менеджмента  информационных технологий.

Тема  1.7. Информационные технологии – основа информационного производства

 

Сущность информационной деятельности. Информационное производство как  сфера профессиональной информационной деятельности. Подходы к дифференциации  информационного производства по специализации на отдельных видах деятельности. Специфика  информационного производства в структуре общественного разделения труда. Информационное производство и информационная индустрия: соотношение понятий. Роль информационной индустрии в современной экономике. Ресурсная база информационного производства. Тенденции развития информационного производства.

Производственный и технологический процессы: определение и соот­ношение понятий. Структура производственного процесса. Характеристики производственного  процесса. Производственный цикл. Техно­логические процессы как важнейшие компоненты  производственного процесса. Технологические операции. Аспекты рассмотрения и изучения технологических процессов и опе­раций.

Способы описания технологических процессов. Графическое изображение технологических процессов.

Тема 1.8. Информационные технологические процессы и операции

 

Определение понятия «информационный технологический процесс». Виды технологических процессов по признаку организации производства: единичные, типовые, групповые. Основные информационные технологические процессы: сбор, обработка/ переработка, хранение, поиск, распространение/ передача информации. Общая характеристика информационных технологических процессов. Характерные особенности информационных технологических процессов. Единичные, типовые и групповые технологические процессы в составе информационного производства.

Состав и характеристика  методов реализации информационных технологических процессов. Состав и характеристика  средств реализации информационных технологических процессов (лингвистических, программных, технических, математических и др.).

Типы технологических операций информационного производства: элементарные, формально-логические, творческие. Технологические и вспомогательные переходы, технологические приемы и методы  в составе информационных технологических операций.

Тема 1. 9.  Информационные технологические процессы как объекты автоматизации

 

               Уровень структурированности обрабатываемой информации (жесткоструктурированная,  структурированная, слабоструктурированная, неструктурированная информация) и характер  труда по реализации задач и функций информационной технологической системы (алгоритмический, формально-логический и эвристический)  — важнейшие факторы  определения возможности автоматизации информационной деятельности. Современные возможности автоматизации алгоритмического, формально-логического и эвристического информационного труда.

         Анализ  структуры информационных технологических  процессов — основа определения характера  информационного труда. Подходы к декомпозиции структуры информационных технологических  процессов как объектов автоматизации. Значение типизации информационных технологических операций в определении возможностей автоматизации информационного производства. Обоснования выбора способов реализации различных видов информационного труда (автоматизация, механизация; интеллектуальный, ручной труд). Сравнительная оценка информационных технологических  процессов по характеру труда и способу реализации.

Тема 1.10. Информация как ресурс и предмет труда информационных технологий

        Специфика предмета труда информационных технологий. Подходы к классификации информации. Виды  информации   по различным основаниям (сфере возникновения, общественному назначению, способу передачи и восприятия и т.д.). Виды информации, выделяемые по месту, занимаемому в производственном процессе (входная, обрабатываемая, необрабатываемая, исходная, производная, промежуточная, результатная, выходная. Виды информации, выделяемые по  степени стабильности, степени обработки,   форме представления, содержанию,  периодичности поступления, роли в  процессе обработки, выполняемым функциям, функциям и уровням управления, структурируемости и др.

        Свойства информации: собственные и потребительские (аксиологические, прагматические). Формы представления информации как предмета труда информационной технологии. Структурные единицы научно-технической и технико-экономической информации.

          Осо­бенности предмета труда информационных технологий в документографических и фактографических ин­формационных системах. Требования к информации как к   ресурсу и предмету труда информационных технологий.

Тема 1.11. Данные как предмет труда компьютерных информационных технологий

Структуризация и формализация представления информации — основа ее машинной обработки. Определение понятия данные. Элементы данных. Уровни представления данных (элемент, агрегат, запись, файл, база данных).

Понятия непротиворечивости, несопоставимости и несовместимости данных. Унификация и стандартизация описания данных —  основной способ решения проблемы несовместимости. Уровни обеспечения совместимости в описании данных: терминологический, лексико-семантический, документационный, классификационный, кодирования и др. Определение понятия и классификация форматов.

Основные типы технологических форматов по способу реализации ин­формационных процессов и операций: (предмашинные, машинные, послемашинные): состав и характеристика. Коммуни­кативные (обменные) форматы.

Основные этапы развития работ по унификации отечественных  фор­матов машиночитаемой библиографической записи. История и современное состояние MARC — форматов. Российский коммуникативный формат представления библиографических записей RUSMARC. Российский коммуникативный формат представления авторитетных нормативных записей. Форматы фактографической записи и проблемы их унификации.

Конвертирование форматов: сущность, виды и способы.

Тема 1.12. Продукты и услуги информационных технологий

Определение понятий «информационный продукт» и «информационная услуга». Особенности информационных продуктов и услуг. Потребительские свойства информационных продуктов и услуг. Взаимосвязь потребительских свойств информационных продуктов и услуг с  особенностями свойств информации. Подходы к  классификации информационных продуктов и услуг. Виды ин­формационных продуктов и услуг.

Структура рынка информационных продуктов и услуг. Состояние мирового и отечественного рынка электронных информационных ресурсов: ассортимент, тенденции развития. Основные типы производителей информационных продуктов и услуг.

 Понятие об ин­формационном бизнесе. Правовое регулирование информационного рынка.

Пользователи информационных продуктов и услуг. Информационные потребности и информационные запросы различных категорий потребителей информации. Подходы к созданию использованию информационного образа пользователя информационных продуктов и услуг. Аспектная структура информационного образа пользователя информационных продуктов и услуг.

Тема 1.13. Качество информационных продуктов и услуг

Качество продуктов и услуг — важнейшая характеристика технологии.

Определение понятия «качество». Категории качества. Показатели качества. Интегральный показатель качества. Базовый показатель качества. Уровень качества. Методы определения уровня качества. Оптимальный уровень качества.

Понятие качества информационных  продуктов и ус­луг. Важнейшие характеристики качества информационных продуктов и услуг: актуальность, полнота, точность, своевременность, избирательность, регулярность, доступность, удобство в обращении, защищенность от несанкционированного доступа и воздействия. «Релевантность» и  «пертинентность» — основополагающие категории  оценки качества  удовлетворения информационных потребностей и запросов пользователей информационных  продуктов и ус­луг.

Технологическое обеспечение качества продуктов и услуг. Зависи­мость показателей качества от уровня технологической подготовки и тех­нологической дисциплины производства. Подходы к оценке качества информационных продуктов и услуг различных видов. Сертификация как способ оценки информационных продуктов и услуг. Сертификаты качества.

Тема 1.14. Обеспечивающие средства информационных технологий

 

Роль обеспечивающих средств в реализации задач и функций информа­ционных технологий. Виды обеспечения информационных технологий. Сос­тав, задачи и функции информационного, лингвистического, программного (математического), технического, технологического, организационного, методического, правового обеспечения. Платформа информационных технологий: определение понятия, характеристика компонентов. Кадровое обеспечение информационных технологий. Кадровые ресурсы учреждений информационной сферы: организация подготовки и повышения квалификации.

Направления совершенствования обеспечивающих средств информацион­ной технологии. Взаимосвязь уровня развития обеспечивающих средств ин­формационной технологии и ее эффективности.

Проблемы и пути достижения совместимости обеспечивающих средств информационной технологии. Стандарты открытых информационных систем.

Тема 1.15.  Системы регламентирующей документации в сфере информационных технологий

 

Состав и характеристика групп регламентирующей документации на информационные технологии и  системы (правовые, нормативные, организационно-распорядительные, технологические, методические, и др.).

Государственные правовые акты (законы, указы, положения и др.) в области информационных технологий и систем.

Комплекс стандартов как особая часть регламентирующих документов на информационные технологии и  системы.  Основные системы и группы стандартов на  информационной технологии.

Назначение и состав организационно-распорядительной документации. Назначение и состав технологической документации. Признаки классификации технологических документов. Состав и характеристика видов технологи­ческой документации.

Научно-методическое сопровождение информационной техноло­гии.                         Организация и ведение нормативно-справочной базы информационной технологии.

Современное состояние обеспеченности информационного производства регламентирующей документацией.

Тема 1.16. Эффективность информационных технологий

 

Определение понятия «эффективность».  Виды эффективности информационных систем и технологий: функциональная, экономическая, социальная. Прямая и косвенная эф­фективность. Внутренняя и внешняя эффективность. Характеристика видов эффективности в разрезе различных признаков (в зависимости от характера достигаемого эффекта, способа выражения эффекта, сферы распространения эффекта).

Показатели и критерии эффективности. Классификация показателей эффективнос­ти. Требования к системе показателей. Выбор системы критериев и показателей информационных систем и технологий. Методы определения показателей эф­фективности. Способы опре­деления функциональной и экономической эффективности.

Источники повышения эффективности информационных технологий.

Тема 1.17. Автоматизированные рабочие места информационного производства

 

Определение понятий  «Рабочее место», «Автоматизированное рабочее место» (АРМ).

Типы автоматизированных рабочих мест: индивидуальные, групповые, коллективные.

Требования к АРМ. Принципы создания АРМ. Локальная сеть как средство интеграции АРМ. Обобщенная структура локальных и сетевых автоматизированных рабо­чих мест. Базовая и проблемно-ориентированная часть АРМ.

Средства оснащения локальных и сетевых автоматизированных мест (технические, программные, информационные, лингвистические и др.). Характеристика состава технических средств АРМ. Структура прог­раммного обеспечения АРМ. Информационная база АРМ. Организационное обеспечение АРМ.

Виды АРМ в составе информационного производства. Сопоставительная характеристика отечественных и зарубежных АРМ в сфере информационного производства различного профиля.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector