Качественное информационное обслуживание пользователей АИС требует изучения пользователей информационной продукции. Пользователи информационных продуктов и услуг могут быть охарактеризованы с помощью самых разнообразных аспектов. Каждая из групп пользователей и каждый конкретный пользователь предъявляет специфические требования к информационной продукции в соответствии со своими информационными потребностями и запросами. При этом под информационной потребностью понимается свойство отдельного лица, коллектива или системы, отображающее необходимость получения информации, соответствующей характеру выполняемых действий или работы. Информационный запрос – текст, выражающий некоторую информационную потребность.
При оценке качества удовлетворения информационных потребностей и запросов важное значение имеют категории «релевантность» и «пертинентность». В соответствии с ГОСТ 7.73-96 «СИБИД. Поиск и распространение информации» релевантность – соответствие полученной информации информационному запросу. Пертинентность – соответствие полученной информации информационной потребности.
Удовлетворение информационных запросов с высоким уровнем пертинентности – показатель многоаспектной осведомленности информационного органа о пользователе информационной системы как о потребителе информации. Важное место в решении этой весьма сложной задачи имеет создание и использование информационного образа пользователя, отвечающего на вопросы: «WHO?», «WHERE?», «WHEN?», «WHAT?», «WHY», «HAW?» («КТО?», «ГДЕ?», «КОГДА?», «КАКАЯ?», «ЗАЧЕМ?», «КАК?»).
Производство конкурентноспособной информационной продукции, соответствующей заявленной цене и качеству, тесно связано с уровнем профессионального мастерства ее производителя (отдельного специалиста или организации). Это определяет актуальность задачи подготовки высококвалифицированных работников информационной сферы, обладающих знаниями и умениями в области информационных технологий, ресурсов, систем и сетей. Особое место среди них призваны занимать дипломированные специалисты с квалификацией «информатик — аналитик» по специальности «Прикладная информатика (в информационной, социально-культурной, социальной сферах)».