Информация играет в обществе все более важную роль. Ее ставят в олин ряд с фундаментальными понятиями мироздания: веществом и энергией. Упорядоченную, доступную и активно используемую информацию оценивают как ресурс наряду с финансовыми, интеллектуальными, энергетическими и материальными ресурсами. Сегодня появилось новое понятие: «информационные ресурсы». Это информация, созданная, обнаруженная* зарегистрированная и обновленная. Информационные ресурсы сграны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам, и эффективное управление информационными ресурсами становится специфической проблемой менеджмента.
Понятие ^информационного менеджмента» появилось в экономической информатике совсем недавно — в конце 70-х гг. Его возникновение в равной мере можно приписать необходимости повышения эффективности при принятии ответственных решений в сфере информатизации. Информационный менеджмент представляет собой кру| задач управления, прежде всего производственного и технологического характера, решение которых обеспечивает достижение целей организации н основной се деятельности за счет эффективного согласованного управления как элементами, процессами и ресурсами собственно информационной сисгемы, так и другими элементами, процессами и ресурсами предприятия. В этих задачах управления в той или иной мере используются информационные системы и реализованные в них информационные технологии (4).
Таким образом, получается, что первоначально понятие «информационный менеджмент»* относился к экономической сфере хозяйствующих субъектов. В настоящее время можно отмегить его преобразование и использование уже в сфере образования, т.е. информационном обеспечении системы образования. И здесь мы уже говорим об информационном менеджменте в образовании или информационно-образовательном менеджменте.
В контексте этой проблемы нужно знать, что становление информационно-образовательного менеджмента напрямую связано с функционированием информационных систем. Речь идет об автоматы- шрованных информационных системах, т.е. компьютерных сетях. И ,1ля формирования единого информационного пространства системы обраювания большую роль, таким обратом, сыграет совокупность региональных информационных пространств. Информационное пространство можно представить как совокупность информационною и технического оснащения основных видов деятельности в образовании: органиэационно-управденческой, педагогической, учебной, научно- исследовательской, экспертной и т.д. ->то послужило предпосылкой для становления регионального информационно-образовательного менеджмента.
Основываясь на техническом определении и 1рансформируя его, можно сформулировать региональный информационно-образовательный менеджмент как круг задач управления, прежде всего региональной системой образования, решение которых обеспечивает достижение целей системы образования за счет эффективного согласованного управления как элементами, процессами и ресурсами собственно информационной системы, так и другими элементами, процессами и ресурсами системы образования. В этих задачах управления используются образовательные информационные системы и реализованные в них информационные технологии.
Проблема становления регионального информационно- образовательного менеджмента имеет три важнейших аспекта: теоретический, методологический, технологический (5].
Теоретический аспекг решения проблемы — это проектирование и разработка конкретных моделей управления и их математическое описание. Такое описание позволит смоделировать процессы функционирования и развития системы образования в регионе. г>то даст возможность эффективно адаптироваться к меняющимся условиям среды.
Методологический аспект научною решения проблемы — это использование:
— системного анхэиза (что позволяет представить региональное образование в виде системы и с этих позиций провести исследование всей системы и е£ элементов);
— создание модели (позволяет описагь иерархию взаимосвязей и взаимозависимостей элементов внутри структуры, рассчитать количественно структуру частей системы);
— наконец, информационной системы (которая обеспечивает упорядочение информационных связей, создание единой базы данных, выдачу достоверной информации для принятия оптимальных решений по управлению системой).
Технологический аспект решения проблемы — это применение информационной системы упрааления с использованием вычислительной техники.
Актуальность данного направления в управлении бесспорна. ‘>то связано, прежде всего, с научно-техническим прогрессом в области предоставления образовательных услуг. Особенность современного этапа развития образования — личная ориентация, вариативность образовательных моделей, динамичность развития содержания образования, повышение сложности системы, возникновение новых образовательных механизмов, обостряющаяся необходимость удовлетворения социального заказа. Решение этих задач возможно лишь на основе внедрения средств информационного менеджмента в сфере образования.
На современном этапе развития образования необходимо внедрение образовательных информационных технологий. Информационные технологии — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, которые объединены в единую технологическую цепочку, обеспечивая сбор, обработку , хранение, передачу и отображение информации (6). В образовательном процессе информационные технологии позволяют решать ряд принципиальных управленческих и дидактических задач, их применение обеспечивает повышение качества образования. Характерной особенностью современных образовательных технологий является стремление к использованию новых технических достижений, предоставляемых персональным компьютером.
Использование универсальных информационных технологий и средств информатики (текстовых редакторов, электронных таблиц, систем упрааления базами данных, мультимедиа технологий, ГНС — 1ехнологнй и т.д.) и их сочетаний обеспечивает существенное повышение дидаюгической ценности и эффекги&ности разработки образовательных информационных технологий.
Необходимо создание информационной среды в системе образования, которая бы содержала следующие компоненты [2]: ^ сеть библиотек, которая выполняет функцию создания и распространения информационных потоков для учащихся, педагогов, менеджеров образования; ^ школьные, университетские компьютерные сети, объединяющие и делающие доступной нормативно-правовую образовательную и оперативную информацию; ^ административные компьютерные сети на уровне территории и области;
* подключение к общероссийским и международным информационным системам.
Создание в региональном образовании информационной среды» отвечающей возможностям современных технологий, обеспечивав накопление, систематизацию и доступность любому пользователю неограниченных объемов информации. ‘>то даег возможность обеспечить оперативность и достаточность информации для руководителей, педагогов, учащихся, создает обратную связь нплоть до осушесг&тс- ния групповой управленческой и учебной деятельности.
Важнейшими направлениями информационно-образовательного менеджмента являются;
S реализация виртуальной информационно-образовательной среды на уровне учебного заведения, предусматривающей выполнение комплекса работ по созданию и обеспечению технологии его функционирования; * системная интеграция информационных технологий в образование. поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного развития. S построение и развитие единого образовательного информационного пространства.
Важным условием npoi-pecca любою общества является создание и расширение единого интерактивного информационного пространства. Оно может быть достигнуто благодаря современному информационному и техническому оснащению всех основных видов деятельности в образовании: учебной, педагогической, научно- исследовательской. организационно- управленческой, экспертной и др.
Информационные технологии предоставляют преподавателям и специалистам разных стран возможности распространять свои шания, взгляды» идеи на широкую трансляционную аудиторию, научные центры и учебные заведения.
Основными приоритетами использования информационных технологий являются:
S повышение качества образования путем фундаментализации, применения новых подходов с использованием ИТ; S повышение творческого начала (креативности) в образовании для
подготовки людей к жизни в различных социальных средах; S обеспечение доступности образования на протяжении всей жизни путем использования информационных и коммуникационных тех- ноло1ий в образовании.
Развитие региональных информационно-телекоммуникационных сетей, а также новых высокоэффективных средств информатики и информационных технологий создадут для регионального информа* ционио-образователыюго менеджмента совершенно новые возможности. Сегодня эти возможности таковы, что можно вполне обоснованно говорить о начале принципиально новой эры ь развитии регионального образования. Существующие сегодня новые технологии позволяют целенаправленно формировать индивидуальное и коллективное сознание многих людей.