СТАНОВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Информация играет в обществе все более важную роль. Ее ста­вят в олин ряд с фундаментальными понятиями мироздания: вещест­вом и энергией. Упорядоченную, доступную и активно используемую информацию оценивают как ресурс наряду с финансовыми, интеллек­туальными, энергетическими и материальными ресурсами. Сегодня появилось новое понятие: «информационные ресурсы». Это инфор­мация, созданная, обнаруженная* зарегистрированная и обновленная. Информационные ресурсы сграны, региона, организации должны рас­сматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимо­сти запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам, и эффек­тивное управление информационными ресурсами становится специ­фической проблемой менеджмента.

Понятие ^информационного менеджмента» появилось в эконо­мической информатике совсем недавно — в конце 70-х гг. Его возник­новение в равной мере можно приписать необходимости повышения эффективности при принятии ответственных решений в сфере инфор­матизации. Информационный менеджмент представляет собой кру| задач управления, прежде всего производственного и технологическо­го характера, решение которых обеспечивает достижение целей орга­низации н основной се деятельности за счет эффективного согласо­ванного управления как элементами, процессами и ресурсами собст­венно информационной сисгемы, так и другими элементами, процес­сами и ресурсами предприятия. В этих задачах управления в той или иной мере используются информационные системы и реализованные в них информационные технологии (4).

Таким образом, получается, что первоначально понятие «ин­формационный менеджмент»* относился к экономической сфере хо­зяйствующих субъектов. В настоящее время можно отмегить его преобразование и использование уже в сфере образования, т.е. ин­формационном обеспечении системы образования. И здесь мы уже говорим об информационном менеджменте в образовании или ин­формационно-образовательном менеджменте.

В контексте этой проблемы нужно знать, что становление ин­формационно-образовательного менеджмента напрямую связано с функционированием информационных систем. Речь идет об автоматы- шрованных информационных системах, т.е. компьютерных сетях. И ,1ля формирования единого информационного пространства системы обраювания большую роль, таким обратом, сыграет совокупность ре­гиональных информационных пространств. Информационное про­странство можно представить как совокупность информационною и технического оснащения основных видов деятельности в образовании: органиэационно-управденческой, педагогической, учебной, научно- исследовательской, экспертной и т.д. ->то послужило предпосылкой для становления регионального информационно-образовательного менеджмента.

Основываясь на техническом определении и 1рансформируя его, можно сформулировать региональный информационно-образова­тельный менеджмент как круг задач управления, прежде всего ре­гиональной системой образования, решение которых обеспечивает достижение целей системы образования за счет эффективного согла­сованного управления как элементами, процессами и ресурсами соб­ственно информационной системы, так и другими элементами, про­цессами и ресурсами системы образования. В этих задачах управления используются образовательные информационные системы и реализо­ванные в них информационные технологии.

Проблема становления регионального информационно- образовательного менеджмента имеет три важнейших аспекта: теоре­тический, методологический, технологический (5].

Теоретический аспекг решения проблемы — это проектирование и разработка конкретных моделей управления и их математическое описание. Такое описание позволит смоделировать процессы функ­ционирования и развития системы образования в регионе. г>то даст возможность эффективно адаптироваться к меняющимся условиям среды.

Методологический аспект научною решения проблемы — это использование:

—         системного анхэиза (что позволяет представить региональ­ное образование в виде системы и с этих позиций провести исследование всей системы и е£ элементов);

—         создание модели (позволяет описагь иерархию взаимосвязей и взаимозависимостей элементов внутри структуры, рассчи­тать количественно структуру частей системы);

—         наконец, информационной системы (которая обеспечивает упорядочение информационных связей, создание единой ба­зы данных, выдачу достоверной информации для принятия оптимальных решений по управлению системой).

Технологический аспект решения проблемы — это применение информационной системы упрааления с использованием вычисли­тельной техники.

Актуальность данного направления в управлении бесспорна. ‘>то связано, прежде всего, с научно-техническим прогрессом в облас­ти предоставления образовательных услуг. Особенность современно­го этапа развития образования — личная ориентация, вариативность образовательных моделей, динамичность развития содержания обра­зования, повышение сложности системы, возникновение новых обра­зовательных механизмов, обостряющаяся необходимость удовлетво­рения социального заказа. Решение этих задач возможно лишь на ос­нове внедрения средств информационного менеджмента в сфере обра­зования.

На современном этапе развития образования необходимо вне­дрение образовательных информационных технологий. Информаци­онные технологии — совокупность методов, производственных про­цессов и программно-технических средств, которые объединены в единую технологическую цепочку, обеспечивая сбор, обработку , хра­нение, передачу и отображение информации (6). В образовательном процессе информационные технологии позволяют решать ряд прин­ципиальных управленческих и дидактических задач, их применение обеспечивает повышение качества образования. Характерной особен­ностью современных образовательных технологий является стремле­ние к использованию новых технических достижений, предоставляе­мых персональным компьютером.

Использование универсальных информационных технологий и средств информатики (текстовых редакторов, электронных таблиц, систем упрааления базами данных, мультимедиа технологий, ГНС — 1ехнологнй и т.д.) и их сочетаний обеспечивает существенное повы­шение дидаюгической ценности и эффекги&ности разработки образо­вательных информационных технологий.

Необходимо создание информационной среды в системе обра­зования, которая бы содержала следующие компоненты [2]: ^ сеть библиотек, которая выполняет функцию создания и распро­странения информационных потоков для учащихся, педагогов, ме­неджеров образования; ^ школьные, университетские компьютерные сети, объединяющие и делающие доступной нормативно-правовую образовательную и оперативную информацию; ^ административные компьютерные сети на уровне территории и об­ласти;

* подключение к общероссийским и международным информацион­ным системам.

Создание в региональном образовании информационной среды» отвечающей возможностям современных технологий, обеспечивав накопление, систематизацию и доступность любому пользователю не­ограниченных объемов информации. ‘>то даег возможность обеспе­чить оперативность и достаточность информации для руководителей, педагогов, учащихся, создает обратную связь нплоть до осушесг&тс- ния групповой управленческой и учебной деятельности.

Важнейшими направлениями информационно-образовательного менеджмента являются;

S реализация виртуальной информационно-образовательной среды на уровне учебного заведения, предусматривающей выполнение комплекса работ по созданию и обеспечению технологии его функционирования; * системная интеграция информационных технологий в обра­зование. поддерживающих процессы обучения, научных ис­следований и организационного развития. S построение и развитие единого образовательного информа­ционного пространства.

Важным условием npoi-pecca любою общества является созда­ние и расширение единого интерактивного информационного про­странства. Оно может быть достигнуто благодаря современному ин­формационному и техническому оснащению всех основных видов деятельности в образовании: учебной, педагогической, научно- исследовательской. организационно- управленческой, экспертной и др.

Информационные технологии предоставляют преподавателям и специалистам разных стран возможности распространять свои шания, взгляды» идеи на широкую трансляционную аудиторию, научные цен­тры и учебные заведения.

Основными приоритетами использования информационных технологий являются:

S повышение качества образования путем фундаментализации, при­менения новых подходов с использованием ИТ; S повышение творческого начала (креативности) в образовании для

подготовки людей к жизни в различных социальных средах; S обеспечение доступности образования на протяжении всей жизни путем использования информационных и коммуникационных тех- ноло1ий в образовании.

Развитие региональных информационно-телекоммуникацион­ных сетей, а также новых высокоэффективных средств информатики и информационных технологий создадут для регионального информа* ционио-образователыюго менеджмента совершенно новые возможно­сти. Сегодня эти возможности таковы, что можно вполне обоснованно говорить о начале принципиально новой эры ь развитии регионально­го образования. Существующие сегодня новые технологии позволяют целенаправленно формировать индивидуальное и коллективное соз­нание многих людей.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector