ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ, СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕССА ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В последнее время в выступлениях и публикациях работников образова­ния разного уровня встречаются высказывания, суть которых сводится к то­му, что о реальной гуманизации в российской школе говорить рано, посколь­ку само общество еще не готово к этому процессу.

В этой связи можно привести утверждение Г. Спенсера о том, что «Общество создается составляющими его единицами и его природа опреде­ляется природой последних. И особи, и общество действуют друг на друга, но все-таки первичным является характер особей, а производным — характер общества». Действительно, дегуманизация общества во многом де­терминирована объективными факторами, но не является их фатальным ре­зультатом, так как зависит, прежде всего, от самих граждан этого общества, от способа их мировоззрения, от их отношения к другим людям, а в конеч­ном итоге — от отношения к самим себе.

Гуманизация общества, равно как и гуманизация образования, по всей видимости, не может быть осуществлена «сверху» какими-либо указами или реформами; этот процесс может быть начат только конкретными людьми, желающими видеть себя, своих детей, своих учеников свободными, неповто­римыми, самоактуализирующимися личностями. Чем больше будет таких людей, тем более вероятным будет переход образования и общества в эпоху истинной демократии и гуманизма.

Гуманизация образования, таким образом, представляется сегодня в качестве одной из глобальных проблем, которая должна всесторонне иссле­доваться как в широком социокультурном контексте, так и в контекстах кон­кретных и, прежде всего — в психолого-педагогических, поскольку гуманиза­ция социума в целом и образования в частности, выступает как императив выживаемости человека, сохранения его свободы и духовности.

Психолого-педагогические основы гуманизации образования опреде­ляются, прежде всего, положениями экзистенциализма, а также антропоно- мическими положениями синергетики и феноменологии, рассматриваемыми применительно к педагогическим явлениям и процессам.

Экзистенциализм провозглашает в качестве главенствующей установ­ки, что человек не объект (и конечный продукт) социальных влияний, а субъ­ект свободного и ответственного самосозидания. «Первый призыв этой фи­лософии: «Человек, пробудись!». То есть займи активную жизненную пози­цию, действуй в этом мире и противодействуй ему всеми своими силами».

Личность, с позиции экзистенциализма, является центром собственно­го становления, в котором заключены как ресурсы, так и механизмы лично­стной динамики. Человек наделен силами, позволяющими ему преодолеть воздействие социума, деформирующее его индивидуальность и, навязывае­мый обществом, образ жизни. Личность способна делать себя сама по своему свободному замыслу, и она ответственна за свой жизненный выбор перед со­бой (секулярный экзистенциализм) или перед Богом (религиозный экзистен­циализм).

Идеи саморазвития личности, утверждаемые экзистенциализмом, оп­ределенным образом перекликаются с положениями синергетики. Синерге­тика выдвинула идею о самопроизвольном возникновении порядка из хаоса. В нестабильных, гетеростатических системах, стохастически взаимодейст­вующих с окружающим миром, протекают процессы самоорганизации. В особой степени феномен самоорганизации касается гуманитарных систем, под которыми понимается «… широкий спектр объектов, одним из предель­ных случаев которого выступает личность, а другим, самым широким — куль­тура в целом».

Личность, как проактивирующаяся гуманитарная система, также стре­мится к выходу из гомеостатического, равновесного состояния в сторону своего развития. Самоорганизацией личности, с точки зрения синергетиче- ского подхода, нельзя управлять извне, можно лишь поддерживать какие- либо личностные интенции или препятствовать им. Причем, чем более есте­ственным становится развитие, тем менее оно предсказуемо; как отмечают И. Пригожин и И. Стенгерс: «Искусственное может быть детерминирован­ным и обратимым. Естественное же непременно содержит элементы случай­ности и необратимости».

С позиции синергетики личностная самоорганизация осуществляется в бифуркационном поле, включающем в свое пространство бесчисленное ко­личество точек бифуркации (точек расхождения, связанных с выбором даль­нейшего пути развития); прохождение через эти точки зачастую сопровожда­ется различными кризисами — компетентности, роста, борьбы мотивов и т. д. По словам Р. Л. Лившица: «Вся сознательная жизнь человека есть непрерыв­ный выбор из множества возможностей».

Причем, за человека, находящегося в точке бифуркации, нельзя делать выбор «извне», в противном случае это лишит его свободы и ответственно­сти, блокирует индивидуальный путь саморазвития. В то же время, человека (особенно ребенка) можно и нужно поддержать в момент такого кризиса, оказать ему помощь: «… человек может испытывать большие трудности в определении своего жизненного пути, его направления и смысла. В этом слу­чае он может воспользоваться помощью других людей, но эта помощь долж­на заключаться не в указании, куда именно он должен идти, а в содействии его собственным усилиям найти свой путь» [1, 48]. В этих синергетических положениях просматривается важный психолого-педагогический аспект, по сути, совпадающий с идеей фасилигации в гуманистическом подходе.

Не менее значимым, с позиции гуманистической педагогики, представ­ляется положение синергетики, касающееся феномена неадекватности эф­фекта внешних воздействий на самоорганизацию ¡уманитарной системы.

Сильные прямые воздействия, не учитывающие особенности внутренней структуры гуманитарной системы, часто могут или не оказать никакого эф­фекта, или же вызвать эффект обратный, став препятствием для ее развития. В то время как слабые (нередко случайные), но резонансные (соответствую­щие тенденциям развития системы) воздействия, особенно совпадающие с периодом прохождения гуманитарной системой точки бифуркации, могут оказать внезапный, неожиданно сильный эффект.

В педагогике этот феномен является причиной того, что нередко «це­ленаправленное» воспитание индивида может длиться годами, не оказывая существенного влияния на личностный рост; в то время как значительное продвижение в его личностном развитии может произойти за несколько ми­нут от случайного разговора, от прочитанной книги, от «экзистенциального резонанса» в феноменальном поле, вызванного встречей с внутренним миром другого человека. По справедливому замечанию Э. Н. Гусинского: «Огром­ная разница между первоначальным, чисто стохастическим научением и управляемой деятельностью учения в образовательной системе состоит в том, что стохастическое научение естественным образом выстраивается вдоль потребностей и интересов личности, а управление учением традицион­но нацелено более на приобщение личности к устоявшимся общеобязатель­ным ценностям — социализацию, нежели на реализацию и актуализацию ее, личности, особенных способностей и склонностей» [1, 115].

Еще одним философским обоснованием личностно-центрированного подхода являются положения феноменологии о внутреннем мире субъекта как неповторимого и уникального феномена самосозидания, недоступного для понимания без акцента на индивидуальный опыт переживания личности в каждом конкретном случае.

По словам Э. Гуссерля: «… феноменология является наукой о конст­руировании мира человеком и для человека. Это конструирование осуществ­ляется в переживаниях сознания, создающих смысл и полагающих его суще­ствование в цепи природных явлений» [Цит. по 2. 23].

С позиции гуманистической педагогики, феноменология приобретает особую ценность как наука о смыслах и ценностях развития и образования человеческой личности, отрицающая возможность объективного существо­вания «единственно правильных» для всех истин и целей.

В целом, экзистенциализм, синергетика и феноменология обеспечива­ют гуманистический подход в психолого-педагогической науке философским основанием для безусловного признания человека субъектом собственного саморазвития.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h