Образование в системе культуры

Сегодня развитие общества характеризуется вниманием к миру личности, персоналистическими тенденциями в культуре в целом и в образовании в частности. При центрированности на личность акцен­ты смещаются: подчеркивается актуальность образования в мире личности, т.е. именно то, что позволяет осуществлять средствами образования собственные устремления. Все это явилось побуждаю­щим мотивом поворота к личностно-ориентированному образова­нию, важнейшими функциями которого являются культуросозида- тельная (культурообразующая), гуманитарная функция и функция социализации.

Культуросозидательная функция обеспечивает сохранение, «пе­редачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образова­ния. Осуществление культуросозидательной функции предполагает ориентацию образования на воспитание человека культуры, отбор культуросообразного содержания и воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм, проектирующих зримые элементы культурной среды, культуросообразного устройства обще­ственной жизни людей. Необходимым условием этого является ин­теграция образования в культуру и одновременно культуры — в обра­зование. Культуру нельзя сохранить иначе, как через человека. Для этого образование должно заложить в него механизм культурной идентификации, т.е. установление глубинного единства между собой и своим народом, переживание чувства принадлежности к нацио­нальной культуре.

Гуманитаризация образовательного процесса имеет как интер- напьные, так и экстернальные моменты. Во-первых, гуманитариза­ция образования должна быть направлена на развитие творческих способностей обучаемого, на развитие его эстетического мировос­приятия и этического отношения к деятельности. Во-вторых, она призвана ориентировать обучаемого на необходимость понимания окружающей его социокультурной среды.

Третьей важнейшей функцией образования является со­циализация, т.е. обеспечение освоения и производства индивидом социального опыта, свидетельствующее о его безболезненном вхож­дении в жизнь общества. Социализация происходит в процессе со­вместной деятельности и общения в определенной культурной среде.

Таким образом, происходит осмысление сущностных функций образования, что и способствует выявлению системы его антрополо­гических ценностей. Эта система и является основой личностно- ориентированного образования, главные базовые ценности которого — самореализация, жизнетворчество, культурная идентификация, ин­дивидуализация и др. подтверждают тот факт, что истинной целью образования является его творческое развитие как субъекта культу­ры, социума. Цель личностно-ориентированного образования связа­на с ценностным отношением к ребенку, как к человеку, обладаю­щему свойством субъективности: развить человека в человеке и за­ложить в него механизмы самореализации, саморазвития, саморегу­ляции и другие, необходимые для становления самобытного образа личности, для диалогичного взаимодействия с людьми, культурой, цивилизацией. Эта цель созвучна с концепцией человека H.A. Бер­дяева, И.О. Лосского, П.А. Флоренского, где он предстает как эпи­центр культуры.

Культура в антропологическом аспекте есть способ и форма че­ловеческого бытия, историческая мера и «границы» человеческого образа жизни, его доминирующий облик. В ней сконцентрирован опыт человечества в освоении природного, социального и собствен­но культурного мира. На основе его освоения формируются, сохра­няются, совершенствуются от поколения к поколению формы чело­веческой ментальное. Культура включает в себя исторически кон­кретную совокупность знаково-символических систем, аккумули­рующих опыт бытия в виде способов восприятия, мышления, позна­ния, переживания и действия, а также в виде знаний, ценностей, спо­собов, хранящих и воспроизводящих опыт собственно духовной дея­тельности в общественном и личном менталитете. Наконец, это тех­ника и технология всех форм духовно-практической деятельности человека в мире, форм коммуникаций, взаимодействия и общения.

Перечисление всего многообразия «составляющих» культуры и ее функций по отношению к социуму и индивидууму столь же за­труднительно, как и всего обилия ее определений. В этом отношении она сравнима лишь со сложностью и многогранностью человека и обилием его определений, как социо-функциональных, так и куль­турных.

Культура вне человека — это кладовая мертвых вещей или клад­бище духа. Оживить его может только культурный субъект. Человек является сердцевиной культуры, ее «живым агентом», творцом- созидателем, хранителем, посредником и потребителем. Эта единая система и социально, и индивидуально неравнозначна, а зачастую и противоречиво развита. Культурное творчество может быть оторва­но от культуры потребления, что лишает культуру ее среды, источ­ников и ценителей. «Посредником» и «потребителем» культуры яв­ляется прежде всего сфера образования. Сотворить и прочитать культурный «текст» может только человек с развитыми культурны­ми потребностями и способностями. Становление такого человека — важнейшая цель культуры и образования.

Тесное взаимодействие культуры и образования в процессе раз­вития человека есть одно из важнейших условий его целостности, способности адаптироваться к противоречивым условиям бытия и противостоять негативным воздействиям среды, опираясь на духов­ную культуру личности. Само слово «культура» — латинского проис­хождения (возделывание, обрабатывание), но в немецкой классиче­ской философии смысл этого слова был максимально приближен к слову «образование» (Bildung). Связь культуры и образования под­черкивается и современными российскими философами. Если вспомнить классическое представление о культуре, как о возделыва­нии, культивировании, то прямой задачей системы образования яв­ляется эта идея культивирования, возделывания. Человек в процессе социализации и инкультурации должен овладеть системой навыков, умений, связанных с творчеством, способностью к обновлению, подключению к новым массивам информации. Современный чело­век должен быть ориентирован на общечеловеческий характер со­временной культуры.

Таким образом, функцией образовательной системы является воспроизводство культуры. Институт образования как феномен культуры есть посредник между индивидом и социумом в передаче, закреплении и сохранении значимых для культуры смыслов. Куль­турологический подход прослеживается также в трактовке целей и задач образования ведущими отечественными педагогами и филосо­фами на рубеже Х1Х-ХХ вв.

В соответствии с изложенным, можно определить образование как способ вхождения человека в целостное бытие культуры. Со­держание образования должно носить поэтому культурообразующий характер и быть направлено на приобщение ученика к культуре. Личность обучающегося следует рассматривать в качестве субъекта культуры, являющегося не только ее потребителем, но также носи­телем и творцом культурных ценностей. Формируя задачи образова­ния, необходимо наряду с другими аспектами учитывать, что оно призвано способствовать овладению учеником общей культурой, адекватной мировому уровню, и интеграции личности в националь­ную, общероссийскую и мировую культуру.

Литература

  1. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политическая литера­тура, 1991.
  2. Кудашов В.И. Иррациональное сознание информационной эпохи. //Вестник РФО. -2001. -№3.
  3. Полани М. Личностное знание. М.:Прогресс, 1985.
  4. Силбер Дж. Р. Философия и будущее образование. //Вестник РФО. -2001. -№2.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector