Социальное проектирование и проблемы, сопровождающие его реализацию

Считаем, необходимым отметить, что проектирование является еще довольно новым видом деятельность для социальных служб: реализация проектов началась лишь с 2001 года, в связи с этим неизбежно возникновение ряда проблем, на всех этапах проектирования. С целью выявления этих проблем было проведено интервью, со специалистами Комплексных Центров социального обслуживания населения г.Кемерово. Интервью проводилось по месту работы респондентов, и носило формализованный характер. Оно предусматривало наличие открытых вопросов, что позволило в меньшей степени стандартизировать поведение респондента и интервьюера. Нами был разработан подробный план интервью, предусматривающий обязательную последовательность вопросов и их формулировку в открытой форме. Респонденты давали ответы на поставленные вопросы в свободной форме. В ходе интервью перед нами стояла следующая задача: полная и четкая регистрация ответов респондента. Был выбран письменный способ фиксации ответов.

В результате интервью было опрошено 20 специалистов из каждого КЦСОН, непосредственно занятых в создании и реализации социальных проектов.

При ответе на вопрос: «Возникают ли проблемы при реализации социальных проектов в Вашей организации? Если возникают, то, какие?», были получены следующие данные:

100% респондентов ответили, что проблемы, безусловно, возникают. Среди проблем специалистами были названы следующие:

  • нехватка квалифицированных специалистов, профессионально занимающихся проектной деятельностью;
  • недостаточное финансирование проектов;
  • низкое техническое обеспечение;
  • недостаточно времени для разработки и реализации проекта;
  • низкая заинтересованность специалистов в разработке и реализации проектов (среди причин отмечается отсутствие системы мотивации специалистов: материальное поощрение, благодарность от руководства) Лишь 20% специалистов, на вопрос о том, как стимулируется деятельность специалистов, занятых разработкой и реализацией проектов? ответили, что внедрение инноваций поощряется со стороны руководства: в форме благодарственного письма от руководства Центра, денежных премий.
  • недостаток исследований на этапе разработки проекта: недостаточно определяется степень нуждаемости населения в тех или иных мероприятиях, заявленных в проекте.

Полученные нами данные, о проблемах, возникающих при реализации социальных проектов, представим в виде таблицы.

Таблица 2

Перечень проблем, возникающих при реализации социальных проектов

Проблемы, возникающие при реализации социальных проектов

Специалисты МУ КЦСОН Центрального района г.Кемерово

Специалисты МУ КЦСОН Заводского района г.Кемерово

Низкое техническое обеспечение

100%

100%

Недостаточное финансирование проектов

80%

100%

Низкая заинтересованность специалистов в разработке и реализации проектов

100%

80%

Недостаток исследований на этапе разработки проекта

20%

100%

Нехватка квалифицированных специалистов

50%

20%

Нехватка времени для разработки проектов

30%

Решая указанные проблемы, специалисты социальных служб, в дальнейшем смогут успешнее проводить реализацию социальных проектов, что будет способствовать развитию социальной сферы в целом. Выявлению проблем социального проектирования может способствовать обратная связь с клиентами социальных служб, на решение проблем которых направлены мероприятия, заявленные в социальных проектах.

Выявляя наличие обратной связи с клиентами КЦСОН, и ее форм, были получены следующие данные: специалисты КЦСОН Центрального района ответили, что при работе по социальным проектам обратная связь с клиентом не осуществляется (30% респондентов). 70% специалистов КЦСОН Центрального района и 100 % специалистов КЦСОН Заводского района ответили, что обратная связь с клиентами существует. Чаще всего проводится анкетный опрос, перед разработкой социального проекта, для выявления существующих проблем, нужд и потребностей клиентов, которые проект призван решить. А также анкетирование среди клиентов проводится после завершения сроков реализации мероприятий, заявленных в проекте, чтобы выявить произошедшие изменения, сделать коррекцию каких-либо мероприятий, если проект продолжает существовать за пределами заявленных сроков реализации.

Специалистами КЦСОН Заводского района также было отмечено, что помимо опросов клиентов, среди специалистов Центра проводится т.н. «исследование проблем управленческого персонала», в результате которого  специалисты вносят пожелания и предложения по реализации проектов, что оказывает влияние на создание и реализацию проектов.

Говоря об обратной связи с клиентами Центра, мы сочли необходимых выявить наличие обратной связи с т.н. «заказчиками» социальных проектов. Мы считаем, что в случае, когда социальный проект является конкурсным, и существует определенный «заказ» на социальный проект (например, Всероссийская политическая пария «Единая Россия» или Департамент социальной защиты населения г.Кемерово могут выступать как «заказчики» социальных проектов), необходима обратная связь с данной организацией.

Все специалисты ответили, что обратная связь существует лишь в том случае, если проект выиграл конкурс. Специалисты отмечают, что  в,  случае, если проект не побеждает в конкурсе, о причинах этого им не сообщается, и не указываются их ошибки. Что также является препятствием и проблемой при создании и реализации социальных проектов. Одной из причин, почему социальный проект может не победить на конкурсе, не выиграть грант и т.п., как отметили в Управлении социальной защиты населения, является его несоответствие  тематике конкурса.

Проведя анализ реализованных социальных проектов, считаем необходимым выявить направления проектной деятельности, являющиеся приоритетными в настоящее время с точки зрения специалистов МУ КЦСОН, а также получить информацию о готовности специалистов к инновационной деятельности. Для решения этих целей нами был проведен анкетный опрос среди специалистов МУ КЦСОН г. Кемерово.

Проведенное анкетирование было индивидуальным, по месту работы респондентов (см. Приложение 1). Большинство из предложенных вопросов были закрытыми (альтернативными и вопросы-меню, где предполагается выбор нескольких вариантов ответов), а также в анкету были включены как полузакрытые вопросы, так и открытые вопросы, где респондентам было предложено высказать субъективное мнение. В анкете были также использованы прямые вопросы.  Всего было опрошено 80 специалистов, работающих в КЦСОН.

В первую очередь, мы решили выяснить, что специалисты Центров понимают под термином «проектирование», определить их информированность о проектировании как технологии социальной работы, и как виде деятельности в социальной сфере. Для ответа на вопрос: «На Ваш взгляд, под  «проектированием»  понимают..» были предложены следующие варианты ответов:

  1. Инновационная деятельность учреждения, как организуемое нововведение в практике социальной работы;
  2. Разработка социальных программ, социальных предложений и проектов, отработка методики, техники и технологии конкретных форм социальной работы;
  3. Теоретическое исследование, обобщение практического опыта, систематическое описание социального эксперимента, содержащее предложения относительно применения данной разработки на практике;
  4. Определение вариантов (версий) развития или изменения какого-либо явления.

А также был предложен свободный вариант, для ответа.

Варианты определений «проектирования», предложенные нами специалистам Центров, были даны различными исследователями в области социального проектирования (В.И.Курбатов, О.В.Курбатова, В.А.Луков). Данные определения употребляются в сфере социального проектирования, а их отличие, с нашей точки зрения, заключается в том, что в некоторых из них проектирование представлено, как практическая деятельность в социальной сфере, форма социальной работы; в других же под проектированием понимается теоретическое исследование, содержащее предложения относительно применения тех или иных разработок социального проектирования на практике.

Большинство опрошенных специалистов КЦСОН (72,22 % и 75%, соответственно) определили проектирование как «разработку социальных программ, социальных предложений и проектов, отработку методики, техники и технологии конкретных форм социальной работы».

То есть, мы можем говорить о том, что специалисты Центров под «проектированием» понимают практическую деятельность в социальной сфере, но при этом, во внимание принимается также этап разработки концепции социального проекта. Стоит обратить внимание на то, что до фазы реализации проекта специалистами проводится значительная часть работы, что отражено в предложенном нами определении. Следовательно, мы можем предположить, что опрошенные специалисты являются не просто исполнителями мероприятий, заявленных в социальном проекте, а  участвуют непосредственно в «рождении замысла проекта», так этот этап назвал  В.А.Луков, и работают по проекту до этапа его реализации.

На вопрос о том, считают ли специалисты Центров  проектирование видом деятельности, который является необходимым в современных условиях организации социальной защиты населения, большинство опрошенных специалистов  КЦСОН ответили утвердительно (92,5% респондентов),  и только 7,5 % не согласны с этим утверждением, считая проектирование не обязательным видом деятельности, в современных условиях функционирования социальных служб. Полученные нами данные, для наглядности представим в диаграмме (см. Рисунок 1).

Необходимость социального проектирования, подтверждает наличие положительных изменений, для клиентов социальных служб, наблюдаемых при реализации социальных проектов. На вопрос о направлении изменений, существующих для клиентов социальных служб при проведении проектной деятельности специалисты КЦСОН Заводского и Центрального районов ответили, что наблюдаются положительные изменения:  87,5% и 67,5% соответственно, а также 12,5% и 32,5% опрошенных специалистов (соответственно Центров Заводского и Центрального районов) ответили, что изменений не наблюдается.

Оценив необходимость социального проектирования, определим  информированность специалистов о количестве социальных проектов, реализуемых в МУ КЦСОН. 77,5 % опрошенных ответили, что в учреждении реализуется более двух проектов в год. Мы видим, что проектирование является не только теоретически технологией социальной работы, но и активно реализуется в настоящее время в практике социальных служб города. Также, считаем необходимым отметить, что во время бесед со специалистами Центров выяснилось, что некоторые проекты, реализуемые в КЦСОН, стали традиционной и привычной формой работы, и зачастую уже не рассматриваются как инновационная деятельность Центра.

При определении количества задействованных специалистов в реализации социальных проектов, были получены следующие данные:  97,14% опрошенных специалистов КЦСОН Заводского района и 55% среди опрошенных специалистов КЦСОН Центрального района принимали участие в реализации социальных проектов, и только 2,86%  среди опрошенных специалистов КЦСОН Заводского района, и  45% специалистов КЦСОН Центрального района не принимали участия в реализации социальных проектов. Отобразим полученные данные в диаграмме.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector