ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Кризис образования в России обозначился значительно жестче, чем в развитых странах Запада. На Западе — это конкурентная борьба в мире высоких технологий. Б России — это вопрос выживания страны, поскольку успех реформ в недалеком будущем будет определяться именно успехами в области образования и, в частности, тем насколько удачно будут сочетаться новые идеи и традиционные постулаты педагогики. В связи с этим представляется важным вопрос Взаимодействия традиций и инноваций в процессе перестройки народного обра­зования.

Мы попытаемся осветить лишь некоторые аспекты пробле­мы, в связи с этим будем рассматривать понятия «традиция» и «инновация» в определенном смысле. В научной литературе до сих пор нет единства в трактовке понятия «традиция». Выделя­ются три основных подхода: I) функциональный; 2) объектный; 3) субъектный. Мы попытаемся сосредоточиться на функцио­нальном подходе и определим термин «традиция» как передачу из поколения в поколение тех или иных ценностей данной социальной системы.

Инновацию в данном случае мы понимаем как творческую разработку, концептуализацию и конструктивное воплощение определенных элементов нового. Инновация — это способ сознательного отрицания старого, приостановление инерции, определенный поворот в развитии.

Традиции несут с собой регламентированность, канон, репродуктивные технологии, ритуал и механизмы, поддержива­ющие существующее. Для инновации характерны такие свойст­ва, как интеллектуальная смелость, способность к риску, поис­ку, плюрализм мышления и импровизаторский нестандартный стиль деятельности. Инновации не укладываются в рамки сложившихся авторитетов, идеологической освещенности и практической апробированности.

Традиции и инновации имеют в своем основании всеобщие диалектические и общесистемные законы, но функционально обнаруживают себя как феномены исключительно в рамках социальной системы.

Основными базовыми функциями традиции являются: 1) сохранение социальной системы, ее воспроизводство; 2) поддер­жание устойчивости, структурированности системы; 3) созда­ние механизмов социализации. Все эти и другие общеродовые функции, то есть функции, основанные на общесистемных процессах и закономерностях, объединяются в культурообразу- ющую функцию традиции. Последняя выступает в качестве одного из важнейших факторов формирования соцнальнокуль- турных явлений, обеспечивая, с одной стороны, их преемствен­ность и непрерывность в историческом движении и придавая им специфически историческую и региональную окраску, неповто­римое своеобразие.

Социальные функции инновации, в отличие от традиции, в первую очередь, направлены не на сохранение устойчивости, а на внесение изменений в сложившиеся общественные отноше­ния, не на воспроизводство, а на развитие.

В сфере образования мы сегодня продолжаем жить в формах гуманистических традиций, которые были заложены Яном Амосом Коменским, Песталоцци, и далее, Гербертом, Дистервегом, Д.Дьюи и другими основателями научной педаго­гики. Этот спектр идей возник из попыток выделить наиболее рациональные моменты предыдущей истории и потому достаточ­но органично вошел в практику общественной жизни. Данная парадигма, понимаемая как дисциплинарные механизмы образо­вания, связывает ее прежде всего с процессом воспроизводства деятельности и культуры, с передачей социального опыта от одних поколений к другим через информационно-объяснитель­ный подход.

Подобный подход уже претерпел значительные изменения в XIX в., когда возникла новая философская концепция образо­вания (труды Гердера, Гумбольта, Гегеля). Она делала акцент на развитии самосознания личности и вела к гуманизации образо­вания, но в силу ряда причин не была завершена.

В наши дни изменение подходов к образованию стало еще более насущным, поскольку классическая парадигма образова­ния практически исчерпала себя. Назревшая необходимость переориентации образования говорит об отставании от времени, о необходимости переосмысления традиций и внесении иннова­ций.

Сегодня начинает складываться новая парадигма образова­ния, в соответствии с которой обучение — это процесс взаимос­вязи воспроизводства и развития. Образованный человек — это не «человек знающий» а скорее человек, способный к перепод­готовке, ориентированный на непрерывный поиск новых воз­можностей, осознающий себя в меняющемся мире. Коренное принципиальное отличие нынешней ситуации в сравнении с XVIII веком сводится к тому, что мы поняли — мир идеального содержания множественен. Это ведет к появлению различных вариантов развития, к появлению многих методик и школ, вводит нас в области педагогики в «мир миров».

При этом более жестко встает проблема взаимодействия традиций и инноваций. Особенно серьезной становится опас­ность разрыва преемственности, а значит угроза устойчивости социальной системы. Если, как пишет известный метедолог П.Г.Щедровицкий, христианская педагогика должна была отве­чать на вопрос, как можно развиваться человеку в условиях воспроизводства культуры и деятельности, то мы теперь обяза­ны ответить на вопрос, как сохранить воспроизводство в условиях развития.

Таким образом, отечественное образование сегодня не должно, на наш взгляд, создавая и апробируя инновационные механизмы развития и саморазвития человека, ставить и решать вопрос о воспроизводстве накопленных знаний и опыта, их структурирование и отработку механизмов социализации лю­дей.

Уже есть опыт апробации некоторых инновационных мето­дик и попытки вывести народное образование на качественно иной уровень.

В последнее время особенно широко использовались мето­дики, опирающиеся на деятельностное начало, активные формы занятий. Значительное распространение приобрели так называ­емые организационно-деятельностные игры (ОДИ) и активные методы работы в малых формальных группах. При этом боль­шинство исследователей сходятся в том, что подобные методы развития учащихся дают принципиально новый уровень осозна­ния материала, он лучше усваивается, учащиеся приобретают навыки самостоятельного мышления.

Существуют проблемы, изучение которых уже сегодня можно и нужно вводить в рамки традиционных школьных курсов. Это наиболее общие проблемы в области знания, связанные с сознанием и мышлением. Думается, что в ближай­шее время введение в практику средних школ активных форм обучения, должно проходить в виде конструирования учебных предметов нового типа, которые интегрировали бы существую­щие учебные предметы, помогая, как в осознании последних, так и давая толчок в развитии мышления учащихся, помогая приобретать новое знание. Очень интересным в этом отношении является предложение авторов сборника «Организационно- деятельностные игры в народном образовании» о создании таких «метапредметов» как «Знак», «Знание», «Задача», «Проблема».

Возможно, что введение в школьную программу таких «метапредметов» и непредметных курсов позволит начать пере­стройку народного образования в содержательном плане, а не только в области создания школ-гимназий на традиционной основе. Хотя, безусловно, что и это только начало пути в создании системы развития, а не только воспроизводства суммы знаний.

Таким образом, предстоит преодолеть мощный пласт тра­диционных установок на образование. Разработать и внедрить максимально разнообразные инновационные методики, направ­ленные на развитие индивида, а не на усвоение суммы знаний. Однако, на наш взгляд, в настоящее время полный переход на подобные методики развития представляется преждевремен­ным, так как, во-первых, ни общество в делом, ни органы народного образования к этому не готовы, и, во-вторых, остает­ся нерешенной проблема воспроизводства знаний при работе с инновационными методиками.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h