- Словообразование как особый раздел языкознания: предметная область, задачи, аспекты исследования и место в системе лингвистических дисциплин.
Словообразование, этот один из самых молодых разделов грамматики. В современной науке термин «словообразование» соотносится:
— Во-первых, с процессом «словопроизводства», или образования новых слов, — образования слов, называемых производными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью разнообразных формальных средств, путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем, а также основ (баз) данного языка в разных комбинациях по определенным моделям, включающим правила чередования звуков, определяющим тот или иной характер соединения и т.п.
— Во-вторых, словообразование – это раздел языкознания, изучающий все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных слов.
В близких значениях в науке используются также и иноязычные термины «деривация» и «дериватология», как и для обозначения результата процесса словопроизводства, производного слова, нередко подводимого под термин «дериват».
Словообразование сегодня составляет важнейшую отрасль уровневой лингвистики, наряду с фонологией, лексикологией, морфологией и синтаксисом. В виду того, что словообразовательной науки обладает системностью, в языкознании стало возможным выделение и пограничных со словообразованием разделов морфемики и морфонологии.
Специфика словообразовательного уровня языка объясняется тесными связями с фонологией, лексикой, морфологией и синтаксисом, особой подвижностью системы словообразования, невозможностью проведения четких границ между нормативными и потенциальными реализациями, трудностью дифференциации фактов диахронии и синхронии, более сложной, по сравнению с другими уровнями, иерархией представленных в системе единиц (от элементарных – до комплексных), разнообразием выполняемых словообразованием функций.
Учёные, работающие в данной области: Бодуэн дэ Куртене, Богородицкий, Крушевский (учёные Казанской лингвистической школы), Потебня, Виноградов, Винокур (Московская лингвистическая школа).
Наиболее актуальна сегодня концепция словообразования как межуровневой сферы языка, формирующей за счет межуровневых связей самостоятельный языковой уровень в зоне уровневой переходности системы (переходной между уровнями лексики и морфологии).
Виноградов и Винокур. Виноградов охарактеризовал признаки словообразования как особой науки и её место среди других лингвистических дисциплин, сформулировал положения о системных связях словообразовательного уровня языка с грамматикой и лексикой, а также дал характеристику основных единиц словообразовательной системы и предложил классификацию спобов русского словообразования. Винокуров разрабатывал основные принципы и понятия морфемно-словообразовательного анализа. Центральным объектом словообразования называет производное слово, соотносимое с «первичной основой», которая формально и семантически связанна с производным словом. Критерий Винокурова – обязательный принцип изучения отношений производности двух единиц словопроизводства – производящего и производного слов.
Межуровневый характер словообразования в полной мере отражает феномен центральной единицы словообразовательного уровня языка:
— с одной стороны, производное слово – это мотивированный языковой знак, т.е. знак, характеризующийся семантической обусловленностью значения целого значениями составляющих его формальную структуру компонентов. В акте словообразования одни единицы выступают в качестве источника мотивации – мотивирующих единиц, другие – как обусловленные, мотивированные.
— с другой стороны, в отличие от мотивированных знаков других уровней языка, мотивированность производного слова связана с реализацией словообразовательного типа отношений – отношений словообразовательной производности, т.е. формально-семантической выводимости свойств производного из свойств исходных, или производящих, единиц. Мотивированность в словообразовании – это двустороннее, формально-семантическое явление: семантическая обусловленность значений реализуется за счет функционирования единиц словообразовательной структуры слова, соотносимых с компонентами внутренней формы слова на всех уровнях иерархической структуры знака от фонетики – до синтаксиса.
Основные аспекты и направления дериватологических исследований начинают оформляться уже в период до 50-х гг. 20 в., когда были выделены два направления системно-структурного словообразования:
- морфологическое: акт создания дериватов рассматривается как проявление комбинаторики морфем, а минимальной единицей словообразования признается морфема (впоследствии эта проблематика фокусируется в рамках новой дисциплины — морфемики);
- структурно-семантическое: поставлены вопросы о соотношении структуры и семантики производного слова, в частности, о соотношении процедур морфемного и словообразовательного анализа, о критериях отношений словообразовательной производности и их направленности, о соответствии формальной и семантической производности слова; разрабатывается понятие мотивированности производного слова, осуществляются первые попытки определения словообразовательное значение и объяснения его природы.
- Функциональные типы производной лексики.
- Проведите морфемный и словообразовательный анализ следующих слов: безбожник, впустую, высокоурожайный, выставочный, выстудиться, лесоруб, передел, попусту, ученый.
Постройте словообразовательную парадигму, в которую входит лексема попусту.
Экзаменационный билет № 2
- Активные процессы в сфере русского словообразования.
- Семантика производного слова.
- Проведите морфемный и словообразовательный анализ следующих слов: всевидящий, езда, заново, конармия, малолюдный, надломленный, насекомое, недруг, озеленение, унизительный.
Охарактеризуйте способ словообразования данных слов по существующим диахроническим классификациям.
Экзаменационный билет № 3
- Предметная область ономасиологического словообразования.
- Основные морфонологические процессы в структуре русского производного слова.
- Проведите морфемный и словообразовательный анализ следующих слов: бодрствование, ветвиться, вмонтировать, высыхание, нижеподписавшийся, платье-костюм, побороться, раскол, упрямиться, шестиконечный.
Постройте словообразовательную цепь, в которую входит лексема нижеподписавшийся.
Экзаменационный билет № 4
- Актуальные направления русского словообразования.
- Основания классификации словообразовательных типов.
- Проведите морфемный и словообразовательный анализ следующих слов: булочная, кофеварка, кофейный, нарыв, омич, омский, подполье, прилуниться, умалишенный, уточка, черноморский.
Определите характер морфонологических изменений основы мотивирующего слова в основах данных мотивированных слов.
Экзаменационный билет № 5
- Основные уровни структуры производного слова.
- Семантическая структура словообразовательного типа. Основные уровни иерархической организации словообразовательного типа как семантической микросистемы.
- Проведите морфемный и словообразовательный анализ следующих слов: армейский, белозубый, говяжий, демобилизация, паводок, поводок, поучительно, преподаватель, проседь, реализм, скорая, теленок, четырьмястами.
Охарактеризуйте корневые морфемы данных слов с точки зрения свободной или связанной их реализации.
Экзаменационный билет № 6
- Понятие словообразовательной мотивации. Структурные типы словообразовательных мотиваций
- Системно-функциональные свойства словообразовательного типа. Соотношение понятий регулярности и продуктивности. Критерии эмпирической и системной продуктивности словообразовательных типов.
- Проведите морфемный и словообразовательный анализ следующих слов: безбилетник, безрадостно, водопроводчик, высь, дружба, закупорка, земляничка, империалист, малодушничать, неумеха, регбийный, шоссейный.
Охарактеризуйте данные слова по их отнесенности к словообразовательным типам лексической и синтаксической деривации.
Экзаменационный билет № 7
- Морфологическая и словообразовательная структуры производного слова. Соотношение понятий членимости и производности. Единицы представления морфологической и словообразовательной структур слова.
- Словообразовательный тип как единица организации словообразовательной системы.
- Проведите морфемный и словообразовательный анализ следующих слов: во-вторых, вольнослушатель, высокопоставленный, двуязычный, долголетие, зимой, ливень, лисий, непрерывность, омолаживание, свергнуть, скалолаз, слащавый, швея.
Охарактеризуйте словообразовательную парадигму, в которую входит лексема зимой.
Экзаменационный билет № 8
- Определение ономасиологической структуры производного слова. Понятия ономасиологического базиса, ономасиологического признака и ономасиологической связки.
- 2. Способы окказионального словообразования.
Словообразование, которое не относится к установленным типам словообразования. Отличительной чертой таких слов является тесная связь с контекстом. Разовое словообразование – такие слова существуют только в контексте, что мешает им войти в язык под наименованием самостоятельных слов.
1) Слова, произведённые с нарушением законов системной продуктивности словообразовательных типов.
2) Слова, произведённые по образцу непродуктивных и малопродуктивных типов.
Образуются по аналогии (канцелярия – канцелярит, как наименование заболевания)
- Проведите морфемный и словообразовательный анализ следующих слов: булочная, водолаз, заморский, малопривлекательный, нуждаться, озеленение, полноводный, просвет.
Постройте словообразовательную цепь, в которую входит лексема малопривлекательный.
Экзаменационный билет № 9
- Словообразовательная морфемика: предметная область и основные единицы описания.
- Основания классификации словообразовательных значений.
- Проведите морфемный и словообразовательный анализ следующих слов: быстродействующий, вглубь, винодел, заправочная, нагуляться, ноша, прогулка, проседь, самоварный.
Постройте словообразовательную парадигму, в которую входит лексема проседь.
Экзаменационный билет № 10
- Морфема как минимальная значимая единица языка: знаковая природа и функции морфемы, ее своеобразие в системе уровневых единиц языка.
- Явление фразеологичности (идиоматичности) семантики производного слова. Факторы идиоматичности в словообразовании.
- Проведите морфемный и словообразовательный анализ следующих слов: автобус, говядина, ежевика, забулдыга, закупорка, инвариант, ипподром, космодром, ласточка, нахлебник, неказистый, перепалка, проворонить, раззява, разиня, яблоня.
Расположите данные слова по степени членимости их основ.
Экзаменационный билет № 11
- Специфика плана выражения морфемы: возможность материально выраженных и нулевых морфем; критерии установления нулевых морфем. Свойство формального видоизменения (альтернирования) материально выраженных морфем.
- Понятие словообразовательного значения.
Словообразовательное значение выражается с помощью словообразовательного форманта и устанавливается путем сопоставления производного и производящего слов. Например, разница между лексическими значениями слов столик и стол — компонент «маленький», соответственно, словообразовательное значение слова столик — «маленький предмет, обозначенный производящим словом».
- Проведите морфемный и словообразовательный анализ следующих слов: безделье, вперегиб, лесопарк, местком, мученический, поднебесье, проезд, расщедриться, слабительное.
Определите способ словообразования данных слов по существующим синхроническим классификациям.
Экзаменационный билет № 12
- Специфика плана содержания морфемы: стратификация языковых значений в морфемной структуре слова.
- Словообразовательное гнездо как единица представления системных словообразовательных отношений. Строение словообразовательного гнезда. Типология словообразовательных гнезд.
- Проведите морфемный и словообразовательный анализ следующих слов: безбрежный, беспорядок, бронепоезд, врассыпную, долголетие, омолаживание, оплата, отшутиться, скороход.
Охарактеризуйте корневые морфемы данных слов с точки зрения свободной или связанной их реализации.
Экзаменационный билет № 13
- Основания классификации морфем русского языка.
- Понятие словообразовательной категории.
- Проведите морфемный и словообразовательный анализ следующих слов: выволочка, выточка, горелка, дикарка, жатка, зажигалка, косточка, ласточка, лентяйка, мисочка, рубка, терка, форточка, чеканка, черточка.
Сгруппируйте данные слова по их отнесенности к словообразовательному типу.
Экзаменационный билет № 14
- Морфемный анализ слова: принципы и процедуры его проведения.
- Способ словообразования как единица организации плана выражения словообразовательных структур. Синхронические классификации способов словообразования.
- Проведите морфемный и словообразовательный анализ следующих слов: двадцать, бельмо, клятва, кривда, микроб, монолит, обоюдоострый, резонанс, россказни, свекровь, четырьмя.
Охарактеризуйте аффиксальные морфемы указанных слов по регулярности их функционирования. Отметьте случаи уникальных морфем.
Экзаменационный билет № 15
- Понятие морфемной структуры слова. Этапы установления морфемной структуры слова. Типы основ по степени их членимости.
- Способ словообразования как единица организации плана выражения словообразовательных структур. Диахронические классификации способов словообразования.
- Проведите морфемный и словообразовательный анализ следующих слов: вешний, воскресный, завизжать, лебяжий, полярный, речной, таксист, ядерный.
Определите характер морфонологических изменений основы мотивирующего слова в основах данных мотивированных слов.
Экзаменационный билет № 16
- Понятие шкалы членимости русской лексики. Соотношение понятий членимости слова и основы слова. Основные типы основ по степени членимости.
- Системообразующий статус комплексных единиц словообразования. Словообразовательные пары и цепи, их соотношение.
- Проведите морфемный и словообразовательный анализ следующих слов: верхом, заправочная, народничество, настройка, необычный, низколетящий, половодье, скупиться, спец.
Постройте словообразовательную цепь, в которую входит лексема заправочная.
Экзаменационный билет № 17
- Опрощение как ведущий процесс исторических изменений морфемной структуры производного слова: содержание, причины и функции.
- Понятие словообразовательной системы языка. Проблема разграничения «простых» и «комплексных» единиц словообразовательной системы. Формально-семантическая специфика основных единиц словообразовательной системы.
- Проведите морфемный и словообразовательный анализ следующих слов: вратарь, жеребьевка, космический, лесенка, лермонтоведение, прозаик, томский.
Определите характер морфонологических изменений основы мотивирующего слова в основах данных мотивированных слов.
Экзаменационный билет № 18
- Переразложение как ведущий процесс исторических изменений морфемной структуры производного слова: содержание, причины и функции.
- Словообразовательный анализ: основные понятия и методика проведения.
- Проведите морфемный и словообразовательный анализ следующих слов: ипподром, космодром, окраситься, окрыситься, перловый, подкаблучник, полюс, простолюдин, размолвка, свора, соплеменник, фонограф, юниор.
Расположите данные слова по степени членимости их основ.
Экзаменационный билет № 19
- Вопрос о сущности и причинах усложнения.
- Понятие степени мотивированности производного слова. Типы словообразовательной мотивированности.
- Проведите морфемный и словообразовательный анализ следующих слов: балерина, жвачка, каратист, крепыш, рысак, служебный, чилийский, шапочный.
Определите характер морфонологических изменений основы мотивирующего слова в основах данных мотивированных слов.
Экзаменационный билет № 20
- Словообразовательная морфонология как раздел языкознания.
- Этимологический анализ: задачи и методика проведения. Лингводидактическая значимость этимологического анализа в школьном и вузовском курсах русского языка.
- Проведите морфемный и словообразовательный анализ следующих слов: баталист, болтология, вырулить, загогулина, затейник, лимонад, маринад, прищучить, раскочегарить, современник, старикан, теленок, чахотка.
Расположите данные слова по степени членимости их основ.
Экзаменационный билет № 21
- Понятие основы слова. Освещение проблемы членимости основ в русистике.
- Вопрос о множественной мотивации производного слова.
- Проведите морфемный и словообразовательный анализ следующих слов: гримерный, косоглазие, малообдуманный, набережная, нечерноземный, поделом, прочитанный, тайком.
Охарактеризуйте способ словообразования данных слов по существующим диахроническим классификациям.
Экзаменационный билет № 22
- Основные морфонологические процессы в структуре русского производного слова. Чередования фонем, их структурная классификация и системная нагрузка. Вопрос о продуктивности морфонологического чередования.
- Словообразовательная производность как особый тип мотивированности языкового знака. Основные признаки производного слова.
- Проведите морфемный и словообразовательный анализ следующих слов: вперемешку, главнокомандующий, добродушие, подоходный, прислушаться, рвань, удалец, чудом.
Определите способ словообразования данных слов по существующим синхроническим классификациям.
Экзаменационный билет № 23
- Освещение вопроса об интерфиксах в современной русистике. Интерфиксация как морфонологический процесс русского словообразования. Виды интерфиксов.
- Семантическая классификация словообразовательных типов.
- Проведите морфемный и словообразовательный анализ следующих слов: высыхание, металлорежущий, муравьед, откалывать, орловский, перепись, разбег, разыскать, рябь, сыздавна, тапочки, чайная.
Определите характер морфонологических изменений основы мотивирующего слова в основах данных мотивированных слов.
Экзаменационный билет № 24
- Морфонологическая структура производного слова и единицы ее описания. Соотношение понятий морфема – морф – субморф. Морфонема и субморф как основные единицы морфонологии.
- Внутренняя форма производного слова.
- Проведите морфемный и словообразовательный анализ следующих слов: безветрие, вкрутую, глубокомысленный, дежурный, договориться, освежительный, поиск, сухофрукты.
Охарактеризуйте способ словообразования данных слов по существующим диахроническим классификациям.
Экзаменационный билет № 25
- Типы словообразовательной семантики.
- Системообразующий статус комплексных единиц словообразования. Словообразовательная парадигма и ее отличие от морфологической. Строение словообразовательных парадигм. Конкретные и типовые словообразовательные парадигмы.
- Проведите морфемный и словообразовательный анализ следующих слов: водрузить, громада, изгаляться, княжна, колченогий, курица, латыш, лоботряс, набалдашник, нагромождение, недотепа, ненец, немец, неуклюжий, огромный, рукоятка, симпатия, укрощение.
Расположите данные слова по степени членимости их основ.