История отечественной журналистики насчитывает около 300 лет, а журналистское образование возникло в России лишь после Октябрьской революции. Многие годы подготовка журналистов осуществлялась в рамках жёсткой партийно-советской системы, которая охватывала не только партшколы, но и вузы, В начале 90-х гг. прежняя система рухнула. Наступили всем известные демократические перемены (многопартийность, свобода печати, плюрализм форм собственности и др.), но очень скоро дали себя знать не только позитивные, но и негативные тенденции в развитии общества. Кризис в журналистике начинает приобретать черты, характер системного кризиса.
Прежде всего вызывает тревогу глобализация прессы по-американски. От распространения новейших коммуникационных технологий мы ждали более быстрой интеграции Запада и Востока, но увидели, что в стране насаждаются и утверждаются ценности и стандарты колонизаторского характера, унифицируется сознание, негативно нивелируются этнические, национальные и культурные особенности стран и народов. Засилье западных СМИ в политической и экономической информации, в религиозных передачах, в наводнении эфира боевиками, триллерами, рок-музыкой, эротикой. В то же время объём русского иновещания упал за это время в 2 раза.
Наши СМИ изрядно потрудились, занимаясь разрушением прежних социалистических идеалов, но одновременно были объявлены анахронизмом и нравственные, патриотические идеалы. Страна оказалась без системы взглядов, духовных принципов, исторических перспектив. Разрушилась система образовательного телевидения.
Бывшее единое информационное поле разрушено. Появились новые информационные дыры. На место «Человека труда» в качестве «героев» выдвинуты прессой сомнительные бизнесмены, преступники, проститутки, предатели, скандальные звёзды. Нормой стало наглое, бесцеремонное вмешательство СМИ в частную жизнь.
Свобода печати обернулась к нам и другой стороной. После нескольких лет бурного подъёма российские СМИ стали бурно утрачивать своё влияние. «Улыбки рынка» сменились хищным оскалом. Из-за резкой дороговизны бумаги, энергии, транспорта, связи, почтовых услуг, налогов тысячи изданий закрылись , а тиражи многих признанных лидеров демпрессы упали во много раз («Известия», «Огонёк», «Комсомольская правда», «Московские новости», «Новый мяр», «Новое время» и др.) Сейчас открыто всем, что не только ОРТ и НТВ, но и такие газеты, как «Известия» и «Комсомольская правда» в полной зависимости от своих богатых владельцев. Даже Государственная Дума категорически отказывается пользоваться услугами ангажированных тележурналистов. Демократизм в качестве позитивной и антикоммунизм в качестве негативной составляющей идеологии общества перестали играть свою роль.
Парадокс — в России в полной мере реализована свобода печати в ущерб свободе слова. И дело не только в том, что оппозиция располагает лишь 4% тиража всех газет и журналов, и практически лишена своих каналов на телевидении и радио. Наши СМИ, освободившись от партийного и государственного контроля, почти не чувствуют и контроля общества. Идёт заимствование худших западных стереотипов. Деструктивная роль СМИ в жизни общества проявляется в слухах, лжи, дезинформации, клевете, лжесенсациях. Стали привычными в эфире и прессе экстрасенсы, колдуны, астрологи, самозванные «авторитеты» — политологи, социологи и др. Их усилиями создаётся атмосфера психологического беспокойства, эмоционального возбуждения, раздражительности. Воинствующий непрофессионализм расцвёл не только в частных, особенно рекламных и коммерческих, но и в государственных, качественных изданиях. Мы встречаем множество грубых ошибок, неточностей, «ляпов». Язык СМИ перестал быть нормой. Мы видим засилье ненормативной лексики, молодёжного и уголовного сленга, вульгарных и нецензурных выражений.
В системе СМИ РФ произошёл разрыв общеинформационных связей. Многие центральные газеты потеряли своих читателей в регионах, их место заняли «жёлтые», бульварные издания. Местная печать, зависящая от местного бюджета, избегает конфликта с местной элитой. Упал спрос на публицистику. Столичные производители телепрограмм теснят местную тележурналистику. Доступ журналистов к источникам информации снова ограничивается под видом коммерческой или государственной тайны. Обедняется жанровая палитра журналистов — почти исчез очерк, фельетон, вытесняется читательское письмо, зато наблюдается засилье рекламы. Идёт дискредитация и журналистского образования. Ведь расплодилось немало непрофессиональных, полупрофессиональных коммерческих учебных заведений, обещающих в короткий срок обучить всему…
Чтобы журналистика не перестала быть демократической, смелой, живой, многоцветной, многое предстоит сделать в системе высшего образования. Отвечая на вызов времени, мы серьёзно поработали над разработкой нового учебного плана по специальности «журналистика». Сохранив, в основном, филологическую основу, наш план стал предусматривать восстановление культурно-образовательной функции журналистики. Появились новые дисциплины: математика и информатика, концепции современного естествознания, актуальные проблемы современной науки, целый блок спецкурсов по искусству, музыкальной культуре, театру и кино, русской этике, краеведению, культуре речи. Мы возлагаем большие надежды на предмет «Компьютерная культура журналиста». Это позволит студенту получить в руки современный инструмент работы журналиста, что позволит нам быстрее продвигаться к информационному обществу. Чтобы наш студент чувствовал себя уверенно в современной рыночной экономике, мы вводим предметы «Экономика СМИ», «Реклама и паблик рилейшнз».
Затем на очередь дня встанут проблемы деонтологии журналистики, психологии и социологии журналистики, профессиональной этики и права. Что касается социологии и права, то здесь мы имеем уже достаточный многолетний опыт. Но заглядывая за горизонт, мы твёрдо уверены, что наступает время подготовки журналистов с помощью межкафедральных и межфакультетских, а может и межвузовских специализаций. Их можно осуществлять на филфаке (театроведение, киноведение, подготовка бурятскоязычных журналистов) в ИГУ (например, с помощью истфака готовить журналиста- международника, а с помощью юристов — журналиста для пресс-центров УВД), в ИГЭА — журналист-экономист, в лингвистическом университете — «журналист-переводчик» и т.д. Нужно шире вводить проблемное обучение, деловые и ролевые игры, моделирование профессиональных ситуаций и т.д. Потребуется снова финансировать практику, создать свои учебные газеты, пресс-центры. Нужно думать и о целевых заказах со стороны СМИ (реклам- щика, дизайнера СМИ и др.).
Нам нужен, в конечном счёте, журналист, обладающий высокой про фессиональной культурой, эрудицией, интеллигентностью, духовностью способный к постоянному самоусовершенствованию. Нужен журналист — че ловек совести, долга, чести, готовый поступиться собственными интересам*^ ради блага других людей, ради своего народа.