Экзаменационные вопросы по курсу «Философия», экономический факультет (дневное отделение, ОЗО) 2010 — 2011 учебный год

Понятие и структура мировоззрения, исторические типы мировоззре­ния. Особенности философского мировоззрения.

2.   Философия, ее предмет и функция, взаимосвязь философии и частных » наук.

3.  Структура философии. Особенности философского знания.

4.  Классификация философских учений. Основные направления в фило­софии. Материализм — идеализм, сенсуализм — рационализм, рациона­лизм — иррационализм.

5.   Своеобразие древневосточной философии. Древнеиндийская и древне­китайская философия.

6.   Общая характеристика, особенности и основные понятия древнеиндий­ской философии. Буддизм и его философское содержание. Древнеки­тайская философия, ее социальная направленность. Конфуцианство и его роль в формировании культуры Китая.

7.   Особенности и основные этапы развития античной философии. Ранние философские школы античности: поиск первоосновы мира, диалектика.

8.  Античная классика: софисты и Сократа.

9.   Философское учение Платона: учение об идеях познания как «припо­минания». Основные идеи неоплатонизма.

10.Философское учение Аристотеля: четырехпринципная структура ве­щей, учение о категориях как о наиболее общих определениях бытия и сознания.

11.Эллинистически-римская   философия:   этические   версии   (стоицизм,

V эпикуреизм).

12.Средневековая европейская философия: особенности, проблемы и ос­новные этапы развития.

13.Философские воззрения Аврелия Августина (концепция креционизма, понимания времени, идеи линейности истории, истолкование доброде­телей и греха).

14.Фома Аквинский — представитель схоластики. Учение о гармонии веры и разума.

15.Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Основ­ные направления.

16.Натурфилософия эпохи Возрождения, формирование новой картины мира. Пантеизм, учение о максимуме и минимуме Н. Кузанского. а

17.Философское учение Ф. Бэкона. Линия эмпиризма и сенсуализма.

18.Проблема метода в философии Р. Декарта. Линия рационализма.

19.Категория субстанции в философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Лейбниц).

20.Человек и общество в философии эпохи Просвещения.

21.Немецкая классическая философия: теория познания в учении И. Канта (априоризм, агностицизм). Понятия теоретического и практического , разума.

22.Объективный идеализм Г. Гегеля. Учение об абстрактной идее.

23.Антропологический материализм и этика Л. Фейербаха.

24.Философия марксизма. Основные положения. Материалистическое по­нимание истории К. Марксом и Ф. Энгельсом.

25.Иррациональные мотивы в философии XIX в.: волюнтаризм А. Шопен­гауэра и Ф. Ницше, Кьеркегор.

26.Философский позитивизм, основные этапы развития, эволюция пони­мания объекта и задач философского исследования.

27.Философия экзистенциализма: темы, особенности, представители.

28.Психоаналитическая философия (основные положения фрейдизма и неофрейдизма — 3. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм).

29.Религиозная философия XX в (неопротестантизм, неотомизм, христи­анский эволюционизм).                                                            30.Философская герменевтика: взгляд на познание.

31.Отечественная философия XIX — XX вв.: особенности, предствители (Н. Бердяев — учение о свободе).

32.Философские воззрения Н. Соловьева: понятия «Всеединство», «Со­фия», «богочеловечество», этическая версия.

33.Русский космизм. Философия «общего дела» Н. Федорова.

34.Понятие «бытие». Формы и уровни бытия в философии.

35.Формирование философского понятия материи и современные пред­ставления о системно-структурной организации материального мира.

36.Философское понятие движения. Основные формы движения материи. Движение и развитие.

37.Пространство и время. Субстанциальная и реляционная версии.

38.Движение, пространство, время как формы бытия и существования ма­терии.

39.Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Сущность и ос­новные характеристики процесса развития.

40.Основные принципы диалектики. Динамические и статистические за­кономерности.

41 .Научные картины мира и их структура и эволюция.

42.Синергетика как учение о самоорганизации: новая версия развития.

43.Понятие отражения. Эволюция форм отражения в живой природе. Соз­нание как высшая форма отражения.

44.Структура сознания. Сознание и психика. Сознательное и бессозна­тельное. Сознание и язык.

45.Гносеология: приоритетные проблемы и типы гносеологии.

46.Единство чувственного и рационального в познании, их формы. Сен­суализм и рационализм в истории познания. Интуиция.

47.Проблема истины в гносеологии. Критерии и формы истины.

48.Виды познания. Специфика научного познания. Аспекты бытия и нау­ки.

49.Эмпирическое и теоретическое в научном познании, методы и формы.

50.Развитие науки: основные факторы и тенденции концепции развития науки. Смена типов научной рациональности.

51.Метод и методология. Диалектика как всеобщий философский метод познания: характеристика её основных принципов (объективности, системность, историзм диалектической противоречивости и др.).

52.Основные подходы определения человека в философской антрополо­гии. Биологическое и социальное в человеке.

53.Личность и общество. Свобода личности и её ответственность.

54.Ценности, их природа и классификация. Ценностные ориентации лич­ности.

55.Понятие общества и его структура. Теоретические модели общества.

56.Социальная и материально-производственная сфера общества.

57.Культура и цивилизация. Особенности современной цивилизации.

58.Основные типологии исторического процесса и проблема смысла исто­рии в философии истории.

59.Цивилизационная и формационная концепция общественного развития.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector