Богданова О.Г.
Аспирант, кафедра межкультурной коммуникации, Ставропольский государственный университет
Говорение представляет собой форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемый средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, в соответствии с коммуникативным намерением оказывается воздействие на собеседника. Говорение является средством общения и реализует все его функции: информационно-коммуникативную (осуществляет прием и передачу информации); регулятивно-коммуникативную (регулирует поведение человека); аффективно-коммуникативную (детерминирует эмоциональные сферы человека). Целью обучения говорению является развитие у студентов способностей в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях. Следовательно, цель обучения говорению на иностранном языке может быть сформулирована как развитие у учащихся способностей в соответствии с их потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение на иностранном языке в разнообразных ситуациях. Говорение характеризуется наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на речевой слух, память, прогнозирование и внимание, может обладать различной сложностью, начиная от выражения аффектного состояния с помощью простого восклицания и заканчивая самостоятельным развернутым высказыванием. Этот переход от слова и фразы к целому высказыванию связан с разной степенью участия мышления и памяти.
Оптимальный уровень психологической готовности студентов к обучению и предстоящему труду характеризуется следующим образом: студент проявляет активный интерес к учебно-познавательной деятельности, у него очень высока, устойчива и действенна потребность в самосовершенствовании своих интеллектуальных умений и самообразовании. Студент испытывает положительное эмоциональное отношение к процессу учения. Он отличается целенаправленностью, желанием сотрудничать с группой, самостоятелен, когда это нужно. Трудности, возникающие в процессе учения, успешно им преодолеваются. Студенту свойственно высокое чувство ответственности, сформирован профессиональный интерес, который способствует, как отмечает Е.Б.Тесля, «положительному отношению студентов к выбранной специальности, постепенному и безболезненному включению их в самостоятельную учебную деятельность».
Основные трудности при обучении говорению на иностранном языке сводятся к тому, что студенты зачастую не знают, о чем говорить, что говорить и как говорить. Поэтому необходимо создание таких психолого- педагогических условий, при которых студенты были бы лично заинтересованы в активном взаимодействии с преподавателем и одногруппниками на иностранном языке.
В психолого-педагогической литературе под условием понимается «совокупность предпосылок внешней и внутренней среды, вероятностно влияющих на развитие конкретного психического явления; причем это влияние опосредовано активностью самой личности, группы людей».
Анализ научных работ (С.Н. Бегидова, Е.А.Ганин, Ю.А. Конаржевский, В.Н.Мошкин, А.Г. Тулегенова), посвященных выявлению и описанию психолого-педагогических условий, призванных оптимизировать педагогический процесс, позволил определить четыре основные группы условий:
- информационные,
- технологические,
- личностные.
Группа информационных условий находится в прямой зависимости от содержания обучения. На современном этапе развития общества, который характеризуется такими явлениями как «интеграция» и «глобализация» в социальной, политической и экономической сферах, в методике обучения иностранным языкам значимым становится такой отбор содержания обучения говорению, который способствует подготовке студентов к диалогу культур, к личной, профессиональной, деловой коммуникации на основе принятия, понимания и уважения культурных ценностей своей страны и стран изучаемого языка. Если при обучении говорению 15-20 лет назад преобладала подготовка студентов к монологическому высказыванию на определенную тему, то в современных условиях акцент смещается в пользу диалога. Кроме того, профессионально ориентированное обучение иностранным языкам предполагает отбор такого содержания обучения говорению на иностранном языке, которое призвано формировать ценностное отношение к выбранной студентами специальности, поддерживать интерес к будущей профессии; обосновывать значимость иностранного языка в профессиональной коммуникации.
Группа технологических условий предполагает наиболее рациональное использование форм, средств и методов обучения говорению на занятиях по иностранному языку в высших учебных заведениях. При этом критерий рациональности определяется соответствием технологических условий целям обучения. Говоря о непрерывном языковом образовании, следует отметить важность выбора варианта изучения иностранного языка. Сегодня неязыковые факультеты многих высших учебных заведений готовы предложить три варианта курсов иностранного языка: иностранный язык для общих целей (обязательная учебная дисциплина), иностранный язык для делового общения, иностранный язык для профессиональных целей. В зависимости от курса иностранного языка в процессе обучения говорению студенты решают разные речевые задачи.
Говоря о формах организации студентов при обучении говорению на иностранном языке, следует отметить необходимость широкого применения подгрупповой и парной работы, поскольку именно эти формы создают условия для активной коммуникации. Если ход занятия предполагает работу над монологическим высказыванием и его последующую презентацию, преподавателю необходимо сформулировать речевую установку на прослушивание для остальных участников группы.
Следует особо отметить проблему рационального выбора средств обучения говорению на иностранном языке. Основным средством обучения иностранным языкам в вузах является УМК (учебно-методические комплекты), которые разрабатываются преподавателями на основе образовательных стандартов. Специфика обучения говорению на иностранном языке предполагает создание на занятиях искусственной языковой среды (при отсутствии естественной). В создании языковой среды незаменимую роль играют технические средства обучения (интерактивные видеокурсы и специализированные мультимедийные программы). Особые возможности в создании языковой среды при обучении говорению на аудиторных и внеаудиторных занятиях по иностранному языку раскрывает использование Интернет ресурсов. Для большинства студентов Интернет является единственным способом коммуникации с носителями языка в режиме реального времени (on line).
Говоря о методах, используемых при обучении говорению на занятиях по иностранному языку в вузах, необходимо отметить особую актуальность проблемного и игрового методов. Проблемная ситуация общения предполагает существование нескольких точек зрения по одному вопросу, при этом, по крайней мере, две точки зрения должны быть взаимоисключающими. Таким образом, столкновение разных точек зрения создает условия для самостоятельного реконструирования и конструирования имеющихся у студентов знаний. По мнению Е.Н. Солововой, проблемотизациия является методом работы, который помогает приблизиться к «корням» знаний. Решая проблемную задачу, студенты формируют свои способности воспринимать и получать знания, устанавливать междисциплинарные связи, воспринимать и понимать чужую позицию, аргументировано доказывать свою точку зрения. Следовательно, студенты являются участниками реального общения, а их высказывания — речью. Игровой метод объединяет учебную речевую ситуацию с реальной коммуникацией, где ролевая игра выступает как форма организации речевой ситуации, предполагающая общение участников в соответствии с игровым сюжетом и распределенными ролями. Роль выполняет функцию маски, помогает студенту проявлять те стороны личности, которые он считает возможным открыть в коммуникации, а условность игры позволяет скрыть те стороны индивидуальности, которые студент не хочет делать видимыми для коллектива. Ролевая игра, используемая на занятиях в вузе, отличается усложненной дидактической структурой, благодаря введению профессионально-психологических целей. Ролевая игра, позволяет учащимся снять коммуникативные барьеры, увеличивает объём речевой практики, помогает спланировать своё высказывание, предполагает наличие элементов неожиданности, которые характерны для реального общения.
Среди группы личностных условий, позволяющих оптимизировать процесс обучения говорению в вузе, необходимо выделить следующие:
- Субъект — субъектные отношения участников педагогического процесса (создание на занятиях атмосферы доброжелательности и доверия, отсутствие резкой критики, как со стороны самого преподавателя, так и со стороны студентов — участников общения).
- Различные источники создания мотивации (целевая мотивация, мотивация
успеха, страноведческая мотивация, профессиональная мотивация). • Последовательное повышение учебно-воспитательных требований, педагогическая поддержка их выполнения.
Выявленные психолого-педагогические условия обучения говорению на занятиях по иностранному языку в вузе определяет необходимость осмысления педагогами вуза содержательных, поведенческих, и технологических требований к организации профессиональной деятельности.