История проверки знаний и способностей с помощью различных заданий насчитывает около 4 тыс. лет. Однако если исходить из научного определения педагогических тестов, то время их появления — начало XX в. Педагогический тест представляет собой совокупность взаимосвязанных заданий возрастающей сложности, позволяющих надежно и валидно оценить знания и другие интересующие педагога характеристики личности [I]. В зависимости от длительности контролируемого периода обучения тестовый контроль знаний может быть текущим, тематическим, рубежным, итоговым и заключительным. Его проведение связано с выполнением основных педагогических функций (диагностической, обучающей, воспитывающей, организующей) и принципов (объективности, гласности, научности, систематичности, эффективности). В США ежегодно знания и способности всех членов общества проверяются с помощью 47 млн. тестовых бланков, выпускающихся 400 тестовыми компаниями. Педагогическое тестирование в настоящее время становится одной из самых актуальных информационных технологий образования.
Начиная с 1985 г. факультет повышения квалификации преподавателей вузов при Казанском государственном технологическом университете активно включился в реализацию государственной программы овладения компьютерной грамотностью, охватив своей деятельностью школьников, студентов, аспирантов, преподавателей, специалистов и руководителей г. Казани, республики. Татарстан и региона Среднего Поволжья [2]. Развитие этой деятельности привело к организации в университете кафедры информационных технологий обучения, одним из направлений работы которой является создание методики проектирования педагогических тестов для преподавателей высшей, средней специальной и общеобразовательной школы. При практической реализации указанного направления были использованы материалы лекций В. С. Аванесова» прослушанные автором настоящей статьи в Исследовательском центре гособразования СССР в начале 90-х гг. Поскольку во-первых, научно обоснованные международные педагогические тесты пока не поддаются адекватной адаптации к отечественной системе образования (в силу ее специфики) и, во-вторых, до настоящего времени нет нормативной базы их применения на итоговом и заключительном уровне контроля, рассматриваемая методика рекомендуется для применения на уровне текущего, тематического и рубежного тестового контроля знаний.
Разработка теста начинается с введения, в котором описывается проблемная ситуация при контроле знаний по изучаемой дисциплине, наличие педагогических тестов, их достоинства и недостатки, адекватность реальной ситуации и проблемы применения. Далее излагаются цели, которые ставятся при разработке и применении данного теста, и задачи, решаемые при достижении поставленных целей. Затем авторы описывают предполагаемый контингент для тестирования, время и условия применения теста.
На следующем этапе авторы формулируют требования к знанию исходного раздела или темы. Здесь приводятся операционное описание приобретаемых знаний, умений и навыков, определений или формул, умения применять их для решения задач, представлять материал на графиках и схемах, компьютерных, библиографических или лингвистических навыков.
На очередном этапе проектирования требуется перечислить содержание теста по контролируемому разделу программы курса. На более важные компоненты программы необходимо привести больше вопросов для контроля, для обоснования выбора которых можно воспользоваться формализованной методикой логического анализа учебного материала [З], конкретизированной для рассматриваемой задачи в [4].
Следующим шагом является перевод контрольных вопросов в контролирующие задания педагогического теста. В отличие от обычных вопросов, имеющихся в экзаменационных билетах, здесь речь идет о системе более дробных, коротких, взаимосвязанных между собой общей логикой заданий, отвечающих определенным научно обоснованным критериям качества. Задания теста представляют собой не вопросы и не задачи, — они сформулированы в форме утверждений, которые в зависимости от ответов испытуемых могут превращаться в истинные или ложные высказывания. Последние легко кодируются двоичным кодом (1 или 0) и используются для дальнейшей обработки.
Необходимо отметить, что в состав теста включают только те задания, которые выражают его системные свойства. Согласно этим свойствам задания должны быть краткими по форме и четкими по содержанию. Они должны отличаться друг от друга по сложности и располагаться в тесте в порядке ее возрастания. Задания, имеющие определенный порядковый номер в тесте, должны обладать заданной дифференцирующей способностью (т. е. способностью отсекать заданный процент испытуемых), которая аппроксимируется моделью нормального закона распределения. Задания должны удовлетворять свойству предметной чистоты, обычно выявляемому посредством корреляционного анализа. Для группировки заданий по степени близости в кластеры (группы) используют математический аппарат кластерного анализа.
Наибольшее распространение на практике получили четыре основные формы тестовых заданий [5]. Исторически первой является форма заданий, где есть готовые ответы, из которых обычно один бывает правильным, а остальные — неправильные. Задания такой формы стали применяться с начала 20-х гг. и получили название закрытых* Инструкция к выполнению заданий этой формы: «обвести кружком (или ввести в компьютер) номер правильного ответа». Тестовые задания закрытой формы могут иметь два и более варианта ответов. С точки зрения достаточно малой вероятности угадывания и психологической обоснованности ограничения числа вариантов оптимальными мы считаем задания с четырьмя или пятью вариантами ответов.
В качестве примера приведем задание закрытой формы с пятью вариантами ответов:
Поверхность жидкости в цилиндрическом сосуде, вращающемся вокруг вертикальной оси, имеет форму:
1) гиперболоида;
2) сферы;
3) эллипсоида;
4) параболоида;
5) конуса