Стили воспитания, реализуемые взрослыми

Стили воспитания, реализуемые взрослыми. В практике родительского воспитания просматриваются следующие стили воздействия на своего ребенка.

По виду родительской заботы можно выделить два крайних стиля воспитания: гиперопека (чрезмерное проявление заботы) и гипоопека (недостаточное проявление заботы). Следует отметить, что родительская забота выступает в качестве ведущей формы воспитания ребенка. Уровень заботы определяет, сколько сил и времени уделяют родители воспитанию ребенка.

Гиперопека  — чрезмерное проявление заботы, которое выражается в том, что родители склонны отгораживать ребенка от всех реальных и иллюзорных опасностей и пытаются выращивать его в условиях «теплицы» с постоянным уходом и заботой. Чрезмерное проявление заботы возникает в тех случаях, когда родители очень переживают за жизнь и здоровье своего «питомца». Это бывает в семьях, где долго не было детей и родившийся ребенок является долгожданным и единственным, либо в семье родителей было принято подобное отношение к ребенку. Подобный тип воспитания приводит к отсутствию у ребенка необходимого социального, а иногда и просто бытового опыта, такие дети плохо адаптируются к новым ситуациям, не умеют строить адекватные  отношения среди сверстников.

Гипоопека  — недостаточное проявление заботы. Ребенок находится на периферии внимания родителя. До него «не доходят руки». За воспитание родители берутся время от времени, когда что-то случается, либо просто есть время.  Отсутствие контроля и опеки приводит иногда к полной безнадзорности. Такая форма контроля сочетается с отвержением ребенка и представляет собой чрезвычайно неблагополучные для ребенка родительские отношения. При  таком родительском отношении формируется внутренняя позиция «Я не нужен и нелюбим». В результате воспитания по такому типу у ребенка формируется неуверенность и низкая самооценка.

Важным аспектом в воспитании ребенка является степень удовлетворенности его потребностей. Эта характеристика отличается от уровня заботы, так как родитель может много времени заниматься воспитанием, но не удовлетворить потребности ребенка в должной мере. По степени удовлетворенности потребностей ребенка в семье можно различать два крайних проявления: это авторитарный стиль, при котором потребности ребенка не принимаются во внимание и либерально – попустительский стиль, который еще называется воспитанием по типу «кумир семьи»

Авторитарный стиль – жестокий стиль руководства с опорой на наказания, подавление инициативы, принуждение. Несмотря на малый возраст ребенка, ему предъявляют требования неукоснительного подчинения. Тактика дисциплины ребенка основана на утверждении силы: физические наказания, лишение удовольствий, материальных благ, угрозы к ребенку развивают страх наказания. Доказано, что дисциплина, основанная на власти ведет к задержке морального развития ребенка. Наказывая ребенка, родители добиваются краткосрочного комфорта, но не могут повлиять на общую динамику поведения ребенка. Нередко такие родители ждут от своего малыша достижений, превосходящих его возможности. Здесь следует искать проблемы у самих родителей, которые превращают беззащитного малыша в «козла отпущения». При таком стиле воспитания нет достаточного стремления родителя заботиться об удовлетворении потребностей ребенка, они вообще не учитываются, так же страдает и потребность ребенка в эмоциональном контакте с родителем.

Либерально – попустительский стиль, или как его еще называют воспитание по типу «кумир семьи» исповедует принцип вседозволенности. Все дела и заботы сосредоточены вокруг маленького идола. В подобных семьях ребенок рано начинает понимать, как значим он для родителей, это повышает его самооценку, создает чувство безопасности, однако поведение ребенка уже в дошкольном возрасте переходит нормы, принятого в обществе поведения: он не считается с окружающими, действует наперекор их желаниям и требованиям. Ребенок, лишаясь представлений о том, что можно и чего нельзя, не может вовремя и нормально войти в социальное пространство человеческих отношений. В этом случае, получая разрешение совершать все, ребенок не может стать самостоятельным человеком, ориентирующимся в мире прав и обязанностей. Часто окружающие и родители видят в этом невоспитанность ребенка, начинают ему объяснять, как себя вести, но крайне редко такие мероприятия приводят к ожидаемому результату.

Среднее положение между всеми стилями  — это демократический стиль, при котором ребенок получает достаточный уровень родительской заботы и внимания. Родители так же признают, что вкусы, мысли, суждения ребенка так же имеют право на существование. Помощь, которую оказывают родители эффективна и необходима и проявляется тогда, когда ребенок сам ее просит.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector