прошлом номере нашего журнала был начат разговор о Копенгагенском процессе, определяющем европейские инициативы по развитию профессионального образования всех уровней.
Подписание в 2002 году Копенгагенской декларации стало для образования Европы важной необходимостью, откликом на требования конкретных действий в условиях объединяющейся экономики. Слишком много различий существует сегодня между национальными образовательными системами. Особенно это касается сектора профессионального образования и обучения. Сроки обучения по программам, получаемые профессиональные квалификации, содержание документов об образовании, типы образовательных учреждений весьма разнообразны в странах Евросоюза.
Для устранения барьеров в признании обучения, для содействия мобильности обучающихся на рынке труда, в том числе и через национальные границы, в рамках Копенгагенского процесса в настоящее время разрабатывается Европейская структура квалификаций (EQF).
Рабочий документ Евроко- миссии по образованию и культуре представляет EQF как глобальную структуру, которая позволит соотносить структуры квалификаций на национальном и отраслевом уровнях между собой, достигая таким образом прозрачности на европейском уровне.
Квалификации на каждом из 8 уровней разрабатываемой Европейской структуры квалификаций описываются в соответствии с тремя видами результатов обучения:
- знания;
- навыки;
- более глубокие компетенции, рассматриваемые как результаты личностного или профессионального характера.
На каждом уровне Структуры представлены характерные результаты обучения, которые можно соотнести с квалификациями и квалификационными структурами стран Европы (см. табл.).
Более детальное описание специализированных квалификаций является обязанностью национальных и отраслевых органов. По мнению разработчиков Структуры, подобные уточнения уровней позволят экспертам в каждой из стран привести в соответствие национальную или отраслевую квалификацию с определенным уровнем в Европейской структуре квалификаций. Дублинские дескрипторы, разработанные в рамках Болонско- го процесса для координации взаимодействия в высшем образовании, в значительной степени отражены при описании верхних уровней (с 5-го по 8-й) Европейской структуры квалификаций.
Основная цель создания Европейской структуры квалификаций — это помощь гражданам Европы в построении профессиональной карьеры, ориентации в образовательном пространстве на протяжении всей жизни. Для работодателей использование EQF позволит облегчить поиск работников на рынке труда. Главными инструментами внедрения EQF являются интегрированная Европейская система переноса и накопления кредитов для обучения в течение всей жизни, система Europass для прозрачности квалификаций и база данных Ploteus по воз-
Существенной частью Европейской системы квалификаций являются общие принципы построения систем гарантии качества на национальном уровне. Их задача — обеспечить совершенствование и подотчетность образования и подготовки. Конечно, основная ответственность за качество образования лежит на самих образовательных учреждениях, но системы гарантии качества, построенные на уровне региона, страны, должны оказать им необходимую поддержку. Существующие в странах Европы системы гарантии качества также сильно отличаются друг от друга, однако для дальнейшего сотрудничества установлены общие принципы для их развития.
Общие принципы для гарантии качества в образовании и обучении
- Гарантия качества необходима для обеспечения подотчетности и совершенствования образования и обучения.
- Политика и процедуры гарантии качества должны охватывать все уровни систем образования и обучения.
- Гарантия качества должна быть неотъемлемой частью внутреннего управления учреждений образования и обучения.
- Гарантия качества должна включать периодическое оценивание образовательных учреждений и программ органами и агентствами внешнего мониторинга.
можностям обучения. Пример описания уровня Европейской структуры квалификаций на основе результатов обучения |
Уровень |
Знания |
Умения |
Личностные и профессиональные компетенции |
|||
независимость и ответственность |
образовательные компетенции |
коммуникативные и социальные компетенции |
профессиональные компетенции |
|||
1 |
Воспроизведение основных общих знаний |
Использова ние
основных умений для выполнения простых задач |
Выполнение рабочих или учебных заданий под прямым управлением и демонстрация персональной результативности в простых и неизменяемых условиях |
Использование руководств по обучению |
Участие в простом письменном или устном общении
Демонстрация собственной социальной роли |
Демонстрация осведомленности о процедурах для решения проблем |
- • Органы или агентства внешнего мониторинга в области гарантии качества сами должны периодически проходить процедуру обследования.
- Гарантия качества должна включать оценку условий, входных данных, процесса и результатов, обращая особое внимание на итоги и результаты обучения.
- Системы гарантии качества должны содержать:
■ четкие и измеримые цели и стандарты;
■ руководства к выполнению, включая вовлечение заинтересованных лиц;
■ достаточные ресурсы;
■ последовательные методы оценивания, включающие самооценку и внешнюю экспертизу;
■ механизмы и процедуры обратной связи для совершенствования деятельности;
■ широко доступные результаты оценивания.
- Необходимо согласовать инициативы по гарантии качества на международном, национальном и региональном уровнях для всеобщего, последовательного, системного анализа.
- Гарантия качества должна быть процессом взаимодействия всех уровней, в котором участвуют все заинтересованные в этой области стороны в рамках отдельных стран и всей Европы.
- Руководства по гарантии качества на европейском уровне могут стать ориентиром для проведения оценивания и обучения внешних экспертов.