Психологическое изучение профессиональной деятельности юриста предполагает, прежде веет, всестороннее изучение индивидуально- психологических особенностей, свойств личности юриста, его соответствия требованиям, предъявляемым профессией.
Одним из главных результатов психологического анализа юридической деятельности должно явится создание юридической профессиограммы, как отражение основных сторон этой деятельности.
Включение в профессиограмму тех или иных качеств личности будет считаться правомерным при условии проведения специальной консультации с практическими работниками юридического труда, и учета мнений студентов получающих юридическое образование.
В связи с этим было проведено анкетирование преподавателей и студентов юридического факультета Иркутского факультета Российской правовой академии г. Иркугска, с целью определения качеств личности, которыми должен обладать выпускник юридического факультета (юрист широкого профиля).
В результате обработки данных были получены следующие данные:
1) преподаватели (100% ) и основная часть студентов старших курсов (94%) как необходимые отмечают свойства и качества личности, проявление которых наиболее связано с выполнением служебного долга: высокий уровень правосознания, гражданское мужество, принципиальность, социальная ответственность, неподкупность, законопослушность, гуманитарная образованность, инициативность;
2) основная часть студентов младших курсов (98%), преподаватели (96%) и студенты старших курсов (65%) отмечают качества морального облика юриста (честность, скромность, 1уманность, доброжелательность);
3) волевые качества — как настойчивость, выдержка, решительность, самообладание, целеустремленность отмечены, в основном, студентами младших курсов (88%), преподаватели в 70% случаев, у студентов старших курсов отмечено это качество 61% случаев;
4) свойства познавательной активности личности — как развитый интеллект, прогностические способности, творческое аналитическое мышление, широкий кругозор, эрудиция, развитое воображение, емкая память, развитая письменная и устная речь определены как необходимые преподавателями (100%), студентами старших и младших курсов (97%);
5) свойства нервно-психического здоровья личности отмечены немногими. Преподаватели (51%), студенты старших курсов (30%) и студенты младших курсов (60%) как желательные в профессиограмме выделяют такие качества как: адекватная самооценка, эмоциональная уравновешенность, выносливость нервной системы, работоспособность.
Данные психологического опроса преподавателей и студентов юридического вуза во многом совпадают с научной версией профессиограммы, разработанной отечественными психологами и юристами.
Это позволяет увидеть, в каком направлении осуществляется продвижение и формирование личности юриста в процессе обучения и подготовки к профессиональной деятельности.
Таким образом, можно выделить в профессиограмме юридической деятельности четыре основных группы качеств, необходимых для успешного осуществления юридической деятельности: качества и свойства, формирующиеся в процессе социализации; волевые качества личности; познавательную активность личности; качество, определяющее нервно-психическое здоровье.