Урок – сочинение эссе (на основе исходного текста).

Цель урока:

1. Познакомить ребят с жанром сочинения – эссе;

2. Научиться анализировать сочинение – эссе;

3. Научиться создавать текст по ассоциации.

Оборудование урока:

1. Текст И.Бражник «Сумка волшебника». Гл. «После потопа».

2. Схема.

3. Словарь (толковый).

4. Таблицы.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

Вечная новизна – вот в чём мера

достоинства любого произведения

искусства.

Эмерсон.

Нужные слова в нужном месте – вот

подлинное определение стиля.

Свифт.

Почему мною взяты именно эти слова? Как они связаны с темой урока?

Сегодня продолжаем разговор о художественном стиле, или другими словами о стилях

художественной литературы.

— Какие качества есть у художественного стиля? В чём его специфика?

( писатели по-особому выражают мысли – при помощи художественных образов);

(образность – изобразительно-выразительное средство; ритмичность; системность;

творческая индивидуальность автора).

Художественный образ – это картина жизни, созданная писателем, чтобы каждый

читатель мог увидеть и проникнуться его мыслями, чувствами, переживаниями.

Читая художественные книги, мы «видим», что рисует писатель, «слышим» звуки,

«ощущаем» запахи, узнаём мысли и чувства людей.

Из чего складывается художественное мастерство?

Мастерство есть одновременно

и

мысли, и форма.

А.Слонимский.

(М.Горький – язык, тема и сюжет)

— Играют какую-то роль личность писателя? Особенности его мировосприятия? Его

психология? Его талант?

— В чём особенности стиля Гоголя? (художественный приём – предметная деталь –

она одушевлена; вещи – двойники своих хозяев бездуховность героев).

2.Проверка домашней работы.

— Чтение; рассказ ребят о «говорящих деталях Гоголя.

Вывод. ( запись )

Окружающая героев поэмы среда одушевлена. Духовный застой героев, с их застывшим

и убогим внутренним лицом. На столкновении внешнего и внутреннего миров, на их

сопоставлении и взаимовлиянии строится художественный метод Гоголя.

3.Читать литературный текст, воспринимать язык художественной литературы как

искусство – это и большой труд, и большая радость открытий в истории, в жизни, в

культуре.

Мы с вами знакомы и с жанрами литературы, и с жанрами сочинений

(рецензия, отзыв, очерк, критическая статья).

ЧТЕНИЕ УЧЕНИКОМ.

4.Чтение текста ( автор И.Бражник «Сумка волшебника» ).

а) – Жанр принадлежности текста?

( Нет анализа, выражено отношение автора к книгам ).

— Какой тип текста? ( рассуждение ).

— Композиция? ( свободная, выводов нет ).

— Прозаические произведения. О чём? ( ближе к этюду или очерку ).

Это жанр – эссе – великолепный образец эссе.

Работа со — Что такое эссе?

словарём. (жанр, композиция, объём)

ЭССЕ – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции в

форме рассуждения на частную тему. (запись)

(Субъективная точка зрения, индивидуальность впечатления

— Докажите, что текст субъективен?

На первом месте чувства, ассоциации самого автора).

Работа со — Что такое ассоциации?

словарём. (одно представление вызывает другое).

(запись) — Докажите, что текст ассоциативен?

— Мысли автора выражены оригинально?

(синонима к слову оригинально – необычно,

по-новому,

субъективно)

Итог СОДЕРЖАНИЯ ЭССЕ: на первом плане – личность автора, его

мысли, чувства,

индивидуальность,

впечатления, ассоциации,

оригинальный взгляд на

предмет.

б) – Работа с диаграммой (реальные события).

очерк

эссе

Работа со в) – Парадоксальность.

словарём. – К какому поэту автор относится парадоксально?

(запись)

(к Маяковскому)

— Ваше парадоксальное мнение к писателю?

(читательский опыт)

— Текст отличается лаконичностью – (отточенность

формы).

— Что это такое?

Работа со — Афористичность?

словарём. – Выпишите из текста афористические выражения.

— Каждая строка дышит эмоциональностью.

— Почему это важный признак эссе?

СТИЛЬ ЭССЕ: парадоксальность, афористичность, эмоциональность;

установка на разговорную лексику – что это значит?

(Откровенный разговор с читателем контакт с читателем).

— Найдите слова разговорного стиля? (вводные

слова,

их роль).

— Легко ли написать такое сочинение?

— Каков синтаксис эссе?

(Не просто, цепь вопросов, именительное представление, ряды однородных членов –

как кружево;

расчленение предложения (последнее предложение), синтаксический параллелизм).

Итак, непростой красивый жанр – эссе?! Какими качествами должен обладать автор

эссе?

Исторические корни эссе: Платон, Э.Уэлс; фр.: Валерии, Калего;

Достоевский — «Дневник писателя», Паустовский, Пастернак, Цветаева – «Мой

Пушкин», Гоголь, Лермонтов – «Герой нашего времени».

Д/з: испытайте себя!!

Описать ассоциации к стихотворению Паустовского «Королева Морго».

Чем глубже мы погружаемся в текст, чем ближе подходим к тайне и чуду творчества,

тем интереснее и свободнее наше понимание искусства, мира, себя.

Разность читательского сотворчества с художником.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h