Цель урока:
1. Познакомить ребят с жанром сочинения – эссе;
2. Научиться анализировать сочинение – эссе;
3. Научиться создавать текст по ассоциации.
Оборудование урока:
1. Текст И.Бражник «Сумка волшебника». Гл. «После потопа».
2. Схема.
3. Словарь (толковый).
4. Таблицы.
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя.
Вечная новизна – вот в чём мера
достоинства любого произведения
искусства.
Эмерсон.
Нужные слова в нужном месте – вот
подлинное определение стиля.
Свифт.
Почему мною взяты именно эти слова? Как они связаны с темой урока?
Сегодня продолжаем разговор о художественном стиле, или другими словами о стилях
художественной литературы.
— Какие качества есть у художественного стиля? В чём его специфика?
( писатели по-особому выражают мысли – при помощи художественных образов);
(образность – изобразительно-выразительное средство; ритмичность; системность;
творческая индивидуальность автора).
Художественный образ – это картина жизни, созданная писателем, чтобы каждый
читатель мог увидеть и проникнуться его мыслями, чувствами, переживаниями.
Читая художественные книги, мы «видим», что рисует писатель, «слышим» звуки,
«ощущаем» запахи, узнаём мысли и чувства людей.
Из чего складывается художественное мастерство?
Мастерство есть одновременно
и
мысли, и форма.
А.Слонимский.
(М.Горький – язык, тема и сюжет)
— Играют какую-то роль личность писателя? Особенности его мировосприятия? Его
психология? Его талант?
— В чём особенности стиля Гоголя? (художественный приём – предметная деталь –
она одушевлена; вещи – двойники своих хозяев бездуховность героев).
2.Проверка домашней работы.
— Чтение; рассказ ребят о «говорящих деталях Гоголя.
Вывод. ( запись )
Окружающая героев поэмы среда одушевлена. Духовный застой героев, с их застывшим
и убогим внутренним лицом. На столкновении внешнего и внутреннего миров, на их
сопоставлении и взаимовлиянии строится художественный метод Гоголя.
3.Читать литературный текст, воспринимать язык художественной литературы как
искусство – это и большой труд, и большая радость открытий в истории, в жизни, в
культуре.
Мы с вами знакомы и с жанрами литературы, и с жанрами сочинений
(рецензия, отзыв, очерк, критическая статья).
ЧТЕНИЕ УЧЕНИКОМ.
4.Чтение текста ( автор И.Бражник «Сумка волшебника» ).
а) – Жанр принадлежности текста?
( Нет анализа, выражено отношение автора к книгам ).
— Какой тип текста? ( рассуждение ).
— Композиция? ( свободная, выводов нет ).
— Прозаические произведения. О чём? ( ближе к этюду или очерку ).
Это жанр – эссе – великолепный образец эссе.
Работа со — Что такое эссе?
словарём. (жанр, композиция, объём)
ЭССЕ – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции в
форме рассуждения на частную тему. (запись)
(Субъективная точка зрения, индивидуальность впечатления
— Докажите, что текст субъективен?
На первом месте чувства, ассоциации самого автора).
Работа со — Что такое ассоциации?
словарём. (одно представление вызывает другое).
(запись) — Докажите, что текст ассоциативен?
— Мысли автора выражены оригинально?
(синонима к слову оригинально – необычно,
по-новому,
субъективно)
Итог СОДЕРЖАНИЯ ЭССЕ: на первом плане – личность автора, его
мысли, чувства,
индивидуальность,
впечатления, ассоциации,
оригинальный взгляд на
предмет.
б) – Работа с диаграммой (реальные события).
очерк
эссе
Работа со в) – Парадоксальность.
словарём. – К какому поэту автор относится парадоксально?
(запись)
(к Маяковскому)
— Ваше парадоксальное мнение к писателю?
(читательский опыт)
— Текст отличается лаконичностью – (отточенность
формы).
— Что это такое?
Работа со — Афористичность?
словарём. – Выпишите из текста афористические выражения.
— Каждая строка дышит эмоциональностью.
— Почему это важный признак эссе?
СТИЛЬ ЭССЕ: парадоксальность, афористичность, эмоциональность;
установка на разговорную лексику – что это значит?
(Откровенный разговор с читателем контакт с читателем).
— Найдите слова разговорного стиля? (вводные
слова,
их роль).
— Легко ли написать такое сочинение?
— Каков синтаксис эссе?
(Не просто, цепь вопросов, именительное представление, ряды однородных членов –
как кружево;
расчленение предложения (последнее предложение), синтаксический параллелизм).
Итак, непростой красивый жанр – эссе?! Какими качествами должен обладать автор
эссе?
Исторические корни эссе: Платон, Э.Уэлс; фр.: Валерии, Калего;
Достоевский — «Дневник писателя», Паустовский, Пастернак, Цветаева – «Мой
Пушкин», Гоголь, Лермонтов – «Герой нашего времени».
Д/з: испытайте себя!!
Описать ассоциации к стихотворению Паустовского «Королева Морго».
Чем глубже мы погружаемся в текст, чем ближе подходим к тайне и чуду творчества,
тем интереснее и свободнее наше понимание искусства, мира, себя.
Разность читательского сотворчества с художником.