ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И РЕГИОНАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ

Мы живем далеко от центра России — в регионе. Несмотря на всю ресурсную привлекательность Сибири для инвесторов, ее научный потенциал, Сибирь все же несет на себе негативизм по­нятия «провинция». Социально-мобильные люди, прожив боль­шую часть своей жизни в ожидании перемен, с первой же воз­можностью покинули край в поисках лучшей карьеры, достойной жизни, если не для себя, то для детей.

Правда, сегодня каналы массовой коммуникации: СМИ, Ин­тернет. телефон, др. подключили нас к глобальной деревне, изме­нились способы передачи информации, и мы попали в русло гло­бального мирового потока — сырьевого, туристического, культур­ного. Благодаря этому многие сибиряки уже не «живут на чемоданах», в тайне души желая все-таки уехать из провинции, а осознали, что их нигде не ждут, стали понимать, что нужно раз­вивать край, поднимать бренд Сибири, создавать всю инфра­структур} для детей — рабочие места, места досуга и отдыха, за­нятий спортом и, конечно, образовательные учреждения.

Но как образовывать? Вот о чем стоит задуматься.

Если центр осознает, что глобализм реализуется через ре­гионализацию, то властные структуры должны сделать все воз­можное, чтобы избежать противоречий суверенитетов — нацио­нальных, экономических, культурных, идеологических, полити­ческих, образовательных. Государственная власть присылает образовательные стандарты. Региональный аспект зачастую учи­тывается слабо. Но и без того случается кризис преподавания в силу того, что педагоги сталкиваются постоянно с противоречи­ем: что развивать в учениках: образованность или силу ума, во­лю, предприимчивость? В первом случае — больше шансов тому, что, овладев максимумом знаний, выпускники смогут анализиро­вать, рассуждать, но вряд ли больше. И вырастут в лучшем слу­чае рассудительные интеллигенты, с набором моральных норма­тивов. Если развивать способности к творчеству, уже, казалось бы, лучше: креативные личности сегодня имеют больше возмож­ностей для самореализации.

А если направить обучение на развитие инициативы, духа независимости, прагматизм, то воспитаем предприимчивого, рас­четливого, уверенного бизнесмена. Будет ли это отвечать соци­альным потребностям современного общества — преданность об­щим интересам, ответственность, добропорядочность, самопо­жертвование?

Возникают и еще вопросы, когда думаешь о правильной ме­тодике образования. К примеру, чтобы вместить в биологический срок одной жизни объем основной информации, накопленной человечеством, педагоги часто используют в лекциях дайджесты, антологии, энциклопедии, адаптированное знание, а не первоис­точники. Понимая, что нынешнему молодому поколению с моза­ичным сознанием, фрагментарным восприятием сложно разо­браться в море информации, упорядочить факты, они комменти­руют ее, по сути, навязывая свои интерпретации, смыслы, манипулируя. Конечно, во все времена формировали мировоззре­ние, идеи посредством образования, СМИ. Но был и иной под­ход. Назову его «инициатива снизу». И приведу пример Николая Полевого. Позволю себе напомнить, конечно же, известные фак­ты его биографии. Он в соответствующем возрасте не посещал иркутской гимназии, разных общественных собраний. И вообще нигде не учился, но о Европе. Америке, Индии знал больше, чем о том, что происходило на улицах города. Очень много читал. Отец был недоволен всеми государственными системами — физи­ческой, астрономической и, в особенности, — педагогической. И потому создавал свои системы. И его сын зачитывался Плутар­хом, другими мыслителями, знал 4 языка… а когда вырос, стал автором шеститомника «История русского народа», дискути­рующего с «Историей государства российского» Карамзина, пи­сал статьи по государственному праву, экономике, археологии, истории, географии.

Человек всесторонних знаний редактировал популярное эн­циклопедическое демократическое издание «Московский теле­граф». Полевой сам искал взаимосвязи в потоке информации для решения своих задач. Как выяснилось — вполне результативно.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h