Самоанализ урока по обществознанию старшего преподавателя Шомшина В.В.

Тема урока: Социальный статус личности.

Ход урока:

а) Социальный статус личности в современном обще­стве.

б) Социальная адаптация россиянина в переходный период.

в) Права и свободы человека и гражданина в российском обществе.

Основные понятия: социальный статус, социальная роль, социа­льные гарантии.

Цели урока:

образовательные:

—  обобщение  и закрепление основных понятий урока;

— уяснить и подвести кадет к научному пониманию со­циальной структуры как определенного способа связи и взаимо­действия индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статус) и выполняющих определенные социальные функции (роль) в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей;

 развивающие:

—  осознать, что положение человека в обществе в значительной степени зависит от него са­мого: от его личных качеств, образования, квалификации;

—          формирование осознания деловых, дружеских взаимоотношений и связей в учебной группе, умения их устанавливать, сравнивать, обобщать, сопоставлять;

—          продолжение работы по формированию навыков ораторского искусства кадет, зрительной и слуховой памяти.

  воспитательные:

—          формирование культуры взаимоотношений, нахождения в социуме;

—          воспитание интереса к личности и своей будущей профессии «Родину защищать».

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-практикум.

Методы обучения: фронтальный опрос, работа с текстами и тестами, работа с учебной литературой, Конституцией РФ, практическая работа на применение знаний, письменный опрос с дополнительным  творческим заданием.

Межпредметные связи: история, история российской армии, государство и право, литература, социология.

 Материальное  обеспечение:

  1. Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова Учебное пособие по обществознанию для 10-11 классов общеобразовательной школы;
  2. Конституция Российской Федерации;
  3. Тексты и тесты по теме урока;
  4. Компьютер, диск CD – «Обществознание 8-11 класс»

При изучении урока использовалось учебное по­собие А. И. Кравченко «Введение в социологию» (М., 1998). Оно может быть рекомендовано для углубленного изу­чения темы подготовленным кадетам.

Содержание этого урока позволяет продолжить начатое в «Человек в системе экономических отношений» рассмот­рение многообразных связей и отношении человека в современ­ном обществе. Завершая тему «Социальная сфера общества», настоящий урок изучается с опорой на представления о социальной структуре и национальных отношениях современного общества.

            Урок построен с учетом программных требований к содержанию материала, уровня знаний и умений кадет, места занятия в указанном разделе. Занятие ориентировано на повторение и закрепление навыков нахождения в воинском коллективе, выполнения своих функциональных обязанностей, текста  Торжественного обещания.

            Данный класс средне успевает по обществознанию,  кадеты не всегда умеют применять на практике изученные правила, допускают нарушения воинской дисциплины. Из 25 учащихся только 8 успевают на «хорошо» и «отлично». В связи с этим одной из важнейших задач, на мой взгляд, является воспитание дисциплинированности, интеллектуальное развитие кадет, формирование внимания, развитие слуховой и зрительной памяти, мышления, толерантности. Для реализации поставленных задач важное место на уроках повторения отводится практической работе различной степени сложности. По желанию, в зависимости от успеваемости и развития ребят, работают с текстами и текстами по теме урока, используют изображения таблиц, текста CD – диска на мониторе.

Тема открытого урока тесно связана с  предыдущим и последующим занятиями. На работу по теме: «Социальный статус личности» отводится 2 часа. Данное занятие является третьим, завершающим повторение этой темы.

На 1 этапе занятия   определены задачи, названы виды предстоящей работы кадет на уроке.

На 2 этапе работы проводился фронтальный опрос с целью активизации опорных знаний по теме занятия. Кадеты отвечали на вопросы, повторяли и систематизировали материал по теме, приводили примеры. Данная работа необходима для успешной деятельности на последующих этапах  урока.

            На 3 этапе обобщения и систематизации изученного материала осуществлялась практическая работа, направленная на применение на практике, в своей повседневной служебной деятельности основных прав и обязанностей военнослужащего, кадета. Предлагал вспомнить текст Торжественного обещания и проанализировать, как его выполняет кадет.

На 4 этапе объяснения нового материала на уроке начинал с актуализации понятия «личность». Напомнил, что роль — динамическая поведенческая сторона человека. Наш разговор о социальной роли, т.е. общественной, в составе группы.

Кадетам предлагал назвать те социальные роли, в кото­рых они выступают. Роли ученика, военнослужащего, сына, брата, кадета, покупателя, пациента санитарной части,  собственника, потребителя, гражданина, семьянина и т. п.

Далее открыл CD диск и определили понятие «социальная роль», кадеты записали в тетрадь.

Записываются (на дискете открыть) социальные роли:

Военнослужащего, кадета, сына, ученика, гражданина.

У каждой социальной роли совокупность требований, предъявляемых обществом (окружающими, в армии – командирами) Ставлю вопрос на обсуждение в классе: «Что представляют собой упомянутые в определении требования?» Объясняю, что это могут быть предписания, пожелания, ожидания соответствующего поведения. Иными словами:

— что нужно делать человеку в определенной роли («социальные функции»),

— как он в этой роли должен себя вести («образцы поведе­ния»),

— чего от него ждут?

Предлагаю кадетам сформулировать требования к социальной роли кадета (Приказ № 25 на дискете открыть) Их надо знать и выполнять.

Записать в тетрадь вывод — любому человеку предстоит выступать во множестве социальных ролей, что предполагает знания общественных требова­ний к выполнению каждой из них.

Сначала раскрываю смысл латин­ского слова status (позиция, состояние, положение). Открыть CD диск и определить понятие «социаль­ный статус», записать в тетрадь.

Далее пред­лагаю напомнить, что означает экономическая, политическая и профессиональная дифференциация общества, каковы основ­ные элементы социальной структуры общества (§ 37). Затем раскрываю связь занимаемой личностью по­зиции с другими позициями (позиция продавца связана с пози­цией покупателя, позиция родителей с позицией детей, позиция командира – с позицией кадета и т. п.). Наконец, внимание кадет привлекаю к системе прав и обязанностей, через которые осуществляется связь между лично­стями, имеющими различный статус (права и обязанности офицера в отношениях с кадетом; права и обязанности кадета в отношениях с офицером). Уставы ВС РФ, Приказ МО РФ № 25.

Самостоятельно (можно на самоподготовке) заполнить таблицу статусного и ролевого набора (на дискете открыть):

Социальный статус

Социальная роль

 

Кадет

 

Спортсмена, слушателя, сына, учащегося, помощника, консультанта, подростка, друга, товарища, сокурсника.
Сын

 

 
  Преподавателя истории, старшего товарища, наставника молодежи, воспитателя,  консультанта.
Офицер-воспитатель

 

 

 Каждому статусу соответствует определенный «ролевой на­бор» (термин, введенный американским исследователем Р. Мертоном). Это означает, что с одним статусом может быть связана совокупность ролей.

Вопрос о престиже и авторитете освещается в соответствии с текстом § 39 учебного пособия.

Обращаю вни­мание на то, что престижным может быть тот или иной вид деятельности, связанной с социальным статусом, а авторитетным — определенный человек, что связано с его личным статусом, т. е. с положением в малой группе, с тем, как его оценивают члены группы в зависимости от его личных качеств. Профессия офицера престижна или нет, обсуждаем в классе. Кто в роте пользуется авторитетом и почему? У кого из кадет группы офицером по всей видимости будет хорошее и быстрое продвижение по службе, успех?

Вывод, к которым должны прийти кадеты, усвоив содержание 2 подвопроса  — главное, что определяет положение человека в обществе сегодня,— это образование, квалификация, другие личные со­циально значимые качества.

На 5 этапе закрепления усвоенного материала открываем практические задания CD диска и решаем классом задачи.

2 вопрос плана урока изучаем не­посредственно по тексту учебника («Социальная адаптация»). Кадетам предлагаю продумать ответы на вопросы (на дискете открыть):

  1. Что такое социальная адаптация?
  2. Как у Вас проходила социальная адаптация, какой признак ее успешности?
  3. Каковы последствия неприспособленности человека к новым условиям?
  4. Какой тип адаптации предпочтителен? Поче­му?
  5. Какие социальные средства помогают человеку приспосо­биться к меняющейся социальной среде?

Объясняю, что важное место занимает ролевое воспитание детей: чело­век должен освоить набор приемов, которые позволяют спра­виться с тем или иным социальным статусом. Существуют проблемы в процессе обучения той или иной роли, т. к. необходимо обрести установки чувствования и ожидания, соот­ветствующие ей (человек должен быть доволен своим поло­жением, работой). Раскрываю понятие «Социализация» как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и социальных ролей, в ходе которого происходит становление полноценного и полноправного члена общества.

На примере прибывших учиться в кадетский корпус объясняю, что процесс приспособления человека к меняющейся соци­альной среде с помощью различных социальных средств называется социальной адаптацией. Процесс адаптации происходит среди всех живых существ, но лишь человек осу­ществляет его осознанно. Адаптация носит непрерывный характер. Особенно активно она происходит при смене места жительства, видов деятельности, окружения. Раскрываю типы адаптации. Активное воздействие человека на социальную среду. Пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения. Такое поведение человека называется конформным. Раскрываю понятие «конформность и конформизм»

Вывод, к которым должны прийти кадеты, усвоив содержание 2 вопроса — социальный статус личности и успешное ее функциониро­вание в различных социальных ролях во многом зависят от пони­мания личностью важнейших свойств меняющейся социальной среды, умения применять типичные способы социальной деятель­ности.

В домашнее задание, наряду с материалом пособия, включаю вопрос: Как в процессе российских реформ меняется положение человека (на примере Ваших родителей) в экономи­ке и социальной сфере?

Практическая работа на уроке по 3 вопросу плана урока требует обращения к тексту Кон­ституции РФ. Организовал и провел работу со ст. 37—42, характеризую­щие такие права человека и гражданина, которые имеют прямое отношение и к его социальному статусу, и к вопросу о социаль­ных гарантиях.

Предлагается выделить в тексте положения, указывающие на правовые и материальные средства, обеспечиваю­щие реализацию провозглашенных прав.

Отмечаю, что социальный статус личности характеризуется совокупностью прав и свобод, которые принадлежат ей по закону. Раскрываю понятия «права человека и свобода человека» Объясняю, что у каждого человека есть права и свободы, большинство из которых гарантируется государством: экономические, со­циальные, правовые. Государство закрепляет и защищает социальные права граждан (права на благосостояние и достой­ный уровень жизни). К ним относятся: право на со­циальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на жилище; право на медицинскую по­мощь (бесплатную в государственных учреждениях здравоохранения); право на защиту материнства и детства; право на образование; право на благоприят­ную окружающую среду.

Объясняю, что государством разработана, и закреплена в нормативных актах целая система гарантий прав человека, установлена ответственность (в том числе уголовная) за их нарушение. Даю объяснение термина «социальные гарантии» Эти гарантии предусматривают возможность получить образование, ме­дицинское обслуживание, жилье, работу и многое другое.

В конце урока провел письменный опрос в форме самостоятельной работы (2 варианта). Задания были составлены таким образом, чтобы проверить знания ребят не только по теме урока, но и  как усвоен ранее повторяемый материал (нации и межнациональные отношения).

В целях обеспечения дифференцированного подхода в обучении кадетам с хорошей базовой подготовкой  было предложено  дополнительное творческое задание для развития их креативных способностей: составить связный текст с опорой на слова из предложенного задания на тему прав и обязанностей кадет, их социального статуса и роли по выбору ребят. ( Приказ МО № 25, Общие обязанности обучающихся). Выполненные работы в конце урока собраны. Результаты проверки будут сообщены и проанализированы  на следующем занятии.

Время на уроке было распределено рационально, формы и методы обучения выбраны в соответствии с поставленными целями, контроль усвоения знаний, умений и навыков организован таким образом, что 16 кадет, из 21,  присутствующих на уроке, за работу на занятии получили оценки: «5» — 3, «4» — 9, «3» — 4. Оценивание  проводилось по накопительному принципу.

Работа кадет на  всех этапах урока дала возможность сделать вывод, что, в общем, цели, поставленные преподавателем, достигнуты. Более глубокий анализ можно сделать после проверки самостоятельной работы и домашнего задания.

На занятии была создана хорошая психологическая атмосфера,  кадеты на всем протяжении урока работали активно, задания различного уровня сложности позволяли создать  на уроке ситуацию успеха для каждого из обучаемых.

В  ходе взаимодействия преподавателя с кадетами подчеркивалась важность соблюдения терпимости по отношению к ошибкам товарищей.

На занятии прослеживалась межпредметная связь с уроками  истории, государство и право, истории российской армии и др., осуществлялась работа по развитию слуховой и зрительной памяти, формированию коммуникативных  навыков и креативных способностей  кадет, дальнейшего совершенствования  навыка устного выступления, ведению дискуссии, толерантности.

В качестве домашнего задания, кроме указанного ранее,  было предложено прочитать параграфы 39, подготовиться к итоговому занятию за четверть.

                        Выводы:

1. Цель урока достигнута. Работа учеников на всех этапах занятия и результаты этой работы позволяют сделать такой вывод. Кадеты получили оценки: «5» – 3, «4» – 9, «3» – 4, (всего на уроке – 21 человек, оценено 16);

2. Необходимо продолжить на уроках обществознания работу по осуществлению межпредметных связей, социализации кадет, воспитанию чувства патриотизма, любви к Родине, Вооруженным силам.

3. Продолжить практику работа с учебными пособиями, Конституцией РФ, приказами Министерства обороны РФ по кадетским корпусам, суворовским училищам с целью дальнейшей профориентации на поступление в высшие военные учебные заведения страны.

4. Не останавливаться на достигнутом. Продолжить работу на уроке с использованием на практике новейших достижений в области информатики, науки и техники, компьютерных разработок.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector