ГА. Воробьева, Н.Н. Гончарова, СЛ. Филиппова,
Н.В. Вашукевич, Н.И. Гранина
Иркутский государственный университет
В последние годы в связи с отсутствием финансирования сложилась очень тяжелая ситуация с проведением учебных полевых практик студентов Иркутского университета. Высокие цены на транспорт ограничивают возможности ежедневного выезда студентов даже за пределы городской черты по ранее разработанным маршрутам. Указанные обстоятельства побудили кафедры, проводящие полевые практики студентов, искать достойные пути выхода из создавшегося положения.
Одним из вариантов такого выхода видится идея организации в черте города полигона для проведения учебных практик студентов ряда специальностей («Полигон»). Местонахождение «Полигона^левобережный участок Иркутского водохранилища от плотины ГЭС до Ершовского залива. Ранее здесь уже неоднократно проводились учебные практики как для студентов биолого-почвенного, так и географического факультетов.
Новое — интеграция усилий преподавателей и студентов разных факультетов для развертывания здесь не только разнообразных полевых практик (по почвоведению, геодезии, ландшафтоведению и др.), но и взаимодействие, направленное на формирование у студентов целостного взгляда на природу и понимание взаимообусловленности процессов, происходящих в окружающей среде. Комплексный подход к полевому изучению природной среды будет продолжаться и в дальнейшем в форме сотрудничества студентов разных факультетов (в первую очередь биолого-почвенного, географического и химического) в процессе научно-исследовательской работы, объединенной общей программой «Экология рекреационных зон пИркутска». Подобная форма межфакультетского взаимодействия уже апробирована в течение последних лет в рамках «почвоведы-химики» и «географы-химики». Новое — 1) объединение исследований в пространстве и программе, 2) взаимосвязь целей и задач ПИРС разных специальностей и разных курсов, 3) взаимосвязь летних полевых практик с учебным процессом в лабораториях; так, пробы, отобранные на летних практиках, будут обрабатываться при выполнении студентами программ учебных занятий, курсовых и дипломных работ.
Исследования уже начаты. Сотрудники кафедры почвоведения и студенты-почвоведы IV курса заложили на «Полигоне» опорный почвенный разрез, провели детальное полевое изучение почвы, отобрали образцы для химических, физических, мезо- и микроморфологических, микробиологических и других видов анализов. Разрез оказался очень интересным не только чисто с почвенных и экологических позиций, но и как летопись природных событий за последние 15 тыс. лет, и как индикатор средней скорости склоновых процессов за последние 10 тыс. лет.
С осенне-зимнего семестра 1997 г. начаты аналитические исследования отобранных проб в рамках лабораторных занятий по курсу «Агрохимия» (IV курс), «Химический анализ почв» (III курс) и др., курсовых работ студентов- почвоведов III и IV курсов. Специально отобранные пробы были переданы на кафедру микробиологии для микробиологических исследований (в рамках ПИРС и учебного курса «Почвенная микробиология»- почвоведы II курс); в Межфакультетскую учебно-научную лабораторию атомного оптического спектрального анализа для определения содержания в почвах тяжелых металлов (студентам-химикам для НИРС и учебного курса «Аналитическая химия. Раздел: Тяжелые металлы в почвах»-почвоведы II курс). Таким образом, к летним полевым учебным практикам будет получена начальная аналитическая информация по особенностям почв «Полигона», что поможет лучше скоординировать усилия преподавателей и студентов и сделает учебную практику более интересной и более познавательной.
С учетом целей и задач учебных полевых практик и возможностей аналитической базы НИРС планируется постепенное ежегодное накопление материалов для создания на территории исследования следующих карт детальных масштабов: почвенной, геоботанической, карты ландшафтов, экзогенных геологических процессов и др. Первоочередная задача — выбор ключевых участков и координация НИРС в рамках межфакультетской программы.
На предварительном этапе и при разработке общей программы исследований выявилась необходимость первоочередного получения материалов почвенных исследований, что обусловлено рядом факторов.
- Почва — один из главных объектов окружающей среды, это сложная многокомпонентная система, изучение которой исторически развивалось на стыке разных наук: почвоведения, геологии, биологии, географии и комплекса сельскохозяйственных наук. Почвы являются важнейшей составной частью ландшафтов и летописью их истории. Поэтому именно этот компонент природной среды представляет собой наиболее удобный объект для начала интересной совместной учебной и научной работы студентов разных курсов, кафедр и факультетов.
- Почва — это определяющее условие существования всех наземных экосистем, обеспечивающее их устойчивое состояние. Антропогенно измененные почвы рекреационной зоны г.Иркутска представляют значительный интерес как со стороны рационального землепользования, так и со стороны экологии.
- Почвы являются одним из наиболее объективно диагностируемых объектов антропогенной трансформации экосистем, деградацию которых можно выразить через воспроизводимые количественные показатели (в отличие от сильно динамичных показателей, свойственных таким компонентам окружающей среды, как вода и воздух, или качественных показателей, используемых для оценки воздействия на биоту и ландшафты). Следовательно, чем детальнее и разностороннее будут исследованы почвы, тем надежнее могут быть выводы, правильнее выбор экологически оптимальных вариантов природопо л ьзования.
Сегодня прибрежная часть Иркутского водохранилища является популярным местом самодеятельного туризма и отдыха. Иркутян привлекает отдых у воды, разнообразие ландшафтов и близость к городу. Летом здесь функционирует лодочная станция. В настоящее время интенсивно обустраивается горнолыжная трасса и база для зимнего отдыха. Усиливающийся поток отдыхающих оказывает значительный прессинг на прибрежные участки водохранилища. Ярко выражена деградация природных ландшафтов и почвенного покрова. Актуальность проблемы подчеркивается также и тем, что территория «Полигона» входит в водоохранно-защитные земли и леса буферной зоны Байкальского региона и находится в границах водосборного бассейна оз. Байкал.
Почва и растительность выступают накопителями вредных веществ, транспортируемых воздушным и водным путями. В первую очередь будет изучено содержание тяжелых металлов, в будущем — и других загрязняющих веществ. Планируется организация мониторинга. Вероятно, потребуется оценка санитарного состояния почв и ландшафтов, что чрезвычайно важно при активном рекреационном использовании территории «Полигона». Разносторонняя оценка природной среды и ее экологического состояния поможет студентам хорошо ориентироваться не только в научно-практических методах своей профессиональной деятельности, но и окажет на них большое воспитательно-педагогическое воздействие.
Для изучения влияния рекреационной нагрузки на растительный покров и некоторые свойства почв «Полигона» будут проведены исследования на ключевых участках в параллельных (парных) ситуациях, т.е. наименее и наиболее подверженных вытаптыванию. В качестве основных количественно учитываемых и сравниваемых показателей будет использована плотность верхнего горизонта почв, количественная характеристика наземной и подземной биомассы растений, видовой состав растительности, оценка биоразнообразия, а также химический состав и свойства органогенных и гумусово-аккумулятивных горизонтов почв для выяснения их связи со степенью рекреационной нагрузки.
Проблема рекреационного использования территории «Полигона» будет изучаться при ведущей роли географов. Они должны оценить общую рекреационную емкость территории «Полигона» и его прибрежной зоны. Разработанные показатели будут соотнесены с фактически существующим рекреационным прессингом, и на этой основе будет предложена разработанная студентами система природоохранных мероприятий, необходимых для сохранения и восстановления средозащитных функций природных комплексов.
Мы надеемся, что вышеозначенная программа исследований и интеграция усилий ряда факультетов позволят ежегодно успешно проводить учебные практики, не только не снижая требований к уровню знаний студентов, но существенно обогащая дальнейший учебный процесс. Изначальное участие студентов во всех этапах выполнения программы и их интеграция вокруг актуальной проблемы создадут новый импульс для активизации НИРС. Здесь упомянуты далеко не все перспективные направления изучения «Полигона». Сфера интересов может быть расширена за счет присоединения новых участников исследований и реализации с помощью «Полигона» актуальных образовательных и культурно-воспитательных программ разного уровня: в том числе для школьников разных классов, студентов других вузов и рекреантов.