Конституция РФ 1993 года содержит ряд норм, существенным образом изменивших статус субъектов РФ. Наряду с республиками к числу субъектов РФ отнесены и края, области, автономные образования. Произошла серьезная децентрализация властных полномочий. Конституция определяет следующие группы гт 1етов ведения и полномочий:
— отнесенные к исключительней компетенции РФ (ст. 71);
— отнесенные к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72);
• отнесенные к ведению субъектов РФ (ст. 73).
Одним из важнейших элементов правового статуса субъекта является его нормативно-правовая система (НПС). Нормативно-правовая система региона — есть совокупность нормативно-правовых актов, принимаемых населением непосредственно, органами государственной власти региона, органами местного самоуправления.
Признаки НПС:
1. Является частью нормативно-правовой системы РФ.
- Акты, составляющие НПС , принимаются по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов, по вопросам исключительного ведения субъектов РФ.
- Единая система.
- Относительно стабильная система.
- Дифференцированная система (состоит из определенных элементов).
Элементы НПС. Конституция РФ в ст. 5 определяет: республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство; иные субъекты РФ имеют свой устав и законодательство. Таким образом, определяются первые два элемента НПС региона: конституция (устав), региональное законодательство.
В Уставе Иркутской области в главе 4 («Нормативно-правовая система области») в качестве третьего элемента НПС называет «иные нормативные акты» и к ним относит правовые акты, издаваемые Законодательным Собранием, Губернатором, заместителями главы администрации Иркутской области, структурными подразделениями администрации области.
Немаловажную роль в регулировании общественных отношении играют внутрифедеральные договоры (ст. 11, 72, 76, 78 Конституции РФ). Ряд субъектов РФ в своих уставах закрепляют в качестве неотъем^ лемого элемента НПС субъекта РФ нормативно-правовые договорь (Устав Московской области). Можно много спорить об эффективности такого рода нормативных актов, об ответственности сторон, о процедур ре заключения договоров, об их политической значимости, но факт остается фактом: договорная практика нашла широкое распространение в государственном и муниципальном строительстве.
Виды нормативных договоров, входящих в НПС субъекта РФ:
- Договоры между РФ и ее субъектами о разграничении предметов ведения и полномочий.
- Договоры между субъектами РФ.
- Договоры между субъектами РФ и органами местного самоуправления.
В соответствии с конституцией РФ власть в РФ осуществляется населением непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Одной из форм непосредственного участия населения в отправлении власти в государстве является референдум (всенародное обсуждение и принятие решения по наиболее значимым вопросам общественной жизни. Решения региональных референдумов обязательны для всех предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, находящихся на территории региона. Они могут быть отменены только решением референдума или суда. Все это говорит об особой политической значимости и юридической силе решений региональных референдумов, поэтому их следует считать элементом НПС региона.
Акты местного самоуправления также следует отнести к числу элементов НПС субъекта РФ. Они занимают в этой системе особое место, обусловленное природой местного самоуправления.
Виды актов местного самоуправления:
- Акты, принимаемые непосредственно населением (решение местных референдумов, собраний, сходов).
- Акты органов местного самоуправления:
— акты главы местного самоуправления;
— акты представительного органа местного самоуправления;
— акты исполнительного органа местного самоуправления.
- Акты территориального общественного самоуправления:
— решения собраний , конференций (Устав Совета);
— решения Советов (комитетов) территориального общественного
самоуправления.
Таким образом, нормативно-правовая система субъекта Российской Федерации состоит из следующих элементов:
- Конституция (Устав) субъекта.
- Законы субъекта.
- Решения референдума субъекта РФ.
- Нормативные договоры.
- Акты законодательного органа.
- Акты главы субъекта РФ, исполнительного органа.
- Акты местного самоуправления.