НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституция РФ 1993 года содержит ряд норм, существенным об­разом изменивших статус субъектов РФ. Наряду с республиками к числу субъектов РФ отнесены и края, области, автономные образования. Про­изошла серьезная децентрализация властных полномочий. Конституция определяет следующие группы гт 1етов ведения и полномочий:

—     отнесенные к исключительней компетенции РФ (ст. 71);

—     отнесенные к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72);

• отнесенные к ведению субъектов РФ (ст. 73).

Одним из важнейших элементов правового статуса субъекта явля­ется его нормативно-правовая система (НПС). Нормативно-правовая система региона — есть совокупность нормативно-правовых актов, при­нимаемых населением непосредственно, органами государственной вла­сти региона, органами местного самоуправления.

Признаки НПС:

1.  Является частью нормативно-правовой системы РФ.

  1. Акты, составляющие НПС , принимаются по вопросам совмест­ного ведения РФ и ее субъектов, по вопросам исключительного ведения субъектов РФ.
  2. Единая система.
  3. Относительно стабильная система.
  4. Дифференцированная система (состоит из определенных эле­ментов).

Элементы НПС. Конституция РФ в ст. 5 определяет: республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство; иные субъ­екты РФ имеют свой устав и законодательство. Таким образом, опреде­ляются первые два элемента НПС региона: конституция (устав), регио­нальное законодательство.

В Уставе Иркутской области в главе 4 («Нормативно-правовая сис­тема области») в качестве третьего элемента НПС называет «иные нор­мативные акты» и к ним относит правовые акты, издаваемые Законода­тельным Собранием, Губернатором, заместителями главы администра­ции Иркутской области, структурными подразделениями администрации области.

Немаловажную роль в регулировании общественных отношении играют внутрифедеральные договоры (ст. 11, 72, 76, 78 Конституции РФ). Ряд субъектов РФ в своих уставах закрепляют в качестве неотъем^ лемого элемента НПС субъекта РФ нормативно-правовые договорь (Устав Московской области). Можно много спорить об эффективности такого рода нормативных актов, об ответственности сторон, о процедур ре заключения договоров, об их политической значимости, но факт ос­тается фактом: договорная практика нашла широкое распространение в государственном и муниципальном строительстве.

Виды нормативных договоров, входящих в НПС субъекта РФ:

  1. Договоры между РФ и ее субъектами о разграничении предме­тов ведения и полномочий.
  2. Договоры между субъектами РФ.
  3. Договоры между субъектами РФ и органами местного само­управления.

В соответствии с конституцией РФ власть в РФ осуществляется на­селением непосредственно, а также через органы государственной вла­сти и местного самоуправления. Одной из форм непосредственного уча­стия населения в отправлении власти в государстве является референдум (всенародное обсуждение и принятие решения по наиболее значимым вопросам общественной жизни. Решения региональных референдумов обязательны для всех предприятий, учреждений, организаций, физиче­ских лиц, находящихся на территории региона. Они могут быть отмене­ны только решением референдума или суда. Все это говорит об особой политической значимости и юридической силе решений региональных референдумов, поэтому их следует считать элементом НПС региона.

Акты местного самоуправления также следует отнести к числу элементов НПС субъекта РФ. Они занимают в этой системе особое ме­сто, обусловленное природой местного самоуправления.

Виды актов местного самоуправления:

  1. Акты, принимаемые непосредственно населением (решение ме­стных референдумов, собраний, сходов).
  2. Акты органов местного самоуправления:

—     акты главы местного самоуправления;

—     акты представительного органа местного самоуправления;

—     акты исполнительного органа местного самоуправления.

  1. Акты территориального общественного самоуправления:

—     решения собраний , конференций (Устав Совета);

— решения Советов (комитетов) территориального общественного

самоуправления.

Таким образом, нормативно-правовая система субъекта Рос­сийской Федерации состоит из следующих элементов:

  1. Конституция (Устав) субъекта.
  2. Законы субъекта.
  3. Решения референдума субъекта РФ.
  4. Нормативные договоры.
  5. Акты законодательного органа.
  6. Акты главы субъекта РФ, исполнительного органа.
  7. Акты местного самоуправления.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector