О ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ В ГИМНАЗИИ-ИНТЕРНАТЕ ПРИ ИРКУТСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В России в последнее время расширилась сеть гимназий, лицеев и колледжей — средних учебных заведений нового типа, отличающихся весьма высоким уровнем преподавания целых циклов и отдельных школьных дисциплин. К таким учебным заведениям относится гимназия-интернат (ГИ) «№ i при Иркут­ском государственном университете (ИГУ). Идею создания учебных заведений подобного типа высказывал еще М.В.Ломо­носов: «При университетах должна быть гимназия, без которой университет, как пашня без семени. Здесь следует преподавать школьные предметы так, чтобы вышедшие оттуда должны были способны приступать к занятиям высшего порядка в универси­тетах». В ГИ при ИГУ для этих целей на последних трех годах обучения (из семи) созданы специализированные классы трех профилей математические, естественно-научные и гуманитар­ные. В классах первых двух профилей и ведется углубленное изучение математики.

Поиск и выявление учащихся, склонных к углубленному изучению математики, нельзя осуществлять, исходя из оценок по данному предмету, получаемых учащимися в школах. Извес­тно. что уровень преподавания математики и физики в школах» из которых приезжают учащиеся, различен и порой даже отличные оценки не свидетельствуют о глубоком и прочном усвоении необходимого для дальнейшего обучения вГИ учебно­го материала Поэтому вопрос о целесообразности обучения ребенка в ГИ решается на основании собеседования и результа тов ряда тестов, в том числе специальных (для математических классов — по математике и физике) и психологических, выяв­ляющих способности, наличие интереса к обучению и умение работать. Специфика предстоящей жизни в интернате требует и беседы психолога с родителями будущего гимназиста.

Достаточно высокий процент учащихся в ГИ с ярко выраженными интересами к математике заметно выделяет это учебное заведение среди других инновационных средних учеб­ных заведений города и области с углубленным изучением математики или физики.

Руководство деятельностью ГИ осуществляет педагогичес­кий совет гимназии, в который входит и представитель ИГУ. Проблемами обучения одаренных детей занимаются сотрудники лаборатории педагогического творчества (ЛПТ) ИГУ, которые определяют содержание и методы преподавания курсов матема­тики, информатики, физики, химии, биологии, географии и курируют кадровый вопрос (о составе соответствующих лекто­ров и преподавателей ГИ).

По учебному плану в математических классах на матема­тику приходится: в 9-м классе — 8 часов в неделю, в 10-м и 11-м по 10 часов в неделю.

В 10-11 -х классах преподавание математики осуществляет­ся через основной курс лекций (2 часа в неделю), практические занятия (6 часов в неделю) и систему спецкурсов, некоторые из которых (2 часа в неделю) внесены в основную сетку расписа­ния.

В конце каждого семестра гимназисты сдают, в числе прочих, один экзамен по общему курсу математики и один зачет (по выбору) по спецкурсу. Назовем некоторые из читаемых математических спецкурсов: элементы перечислительной ком­бинаторики и теории вероятностей, элементы математической логики, аналитическая геометрия, дифференциальные уравне­ния, решение нестандартных задач по математике, информатика и программирование, отдельные главы истории математики, геометрия Лобачевского. Большинство из этих спецкурсов носят постоянный характер. Для чтения некоторых из них, например, последних двух из перечисленных выше, приглаша­лись ведущие специалисты ИГУ и ИНЦСО РАН. Большинство курсов читается на базе гимназии, часть — на базе ИГУ. Основная часть спецкурсов ведется во второй половине дня, а такие, как элементы перечислительной комбинаторики и теории вероятностей и элементы математической логики] введены в основное расписание. Это обусловлено тем, что в настоящее время повсеместное использование персональных компьютеров (ПК) предъявляет новые требования к будущим специалистам (причем не только в области математики и ее приложений).

Знание комбинаторики и логики, то есть основ дискретной математики, выгодно отличает выпускников ГИ. В ГИ имеется класс ПК, а с работой современных ЭВМ гимназисты знакомят­ся на ВЦ, на факультетах и в лабораториях ИГ.

По окончании ГИ учащиеся сдают экзамены на аттестат о полном среднем образовании. Разница с обычными школами состоит в том, что выпускные экзамены для гимназистов являются совмещенными со вступительными экзаменами на выбранный факультет ИГУ. Зачеты по спецкурсам, наряду с оценками по обычным школьным предметам, выставляются в приложении к аттестату.

Коллектив кафедры математики, информатики и физики ГИ уделяет большое внимание выработке устойчивого и глубо­кого интереса к математике, добивается возможно более полно­го и неформального понимания предмета. Сотрудники ЛПТ помогают преподавателям ГИ в разработке новых форм и методов подачи учебного материала. Одним из таких нововведе­ний является создание, методическое обеспечение и апробация двухуровневых программ углубленного обучения математике в одном классе. При этом класс делится по уровню восприятия на две группы по 10-12 человек с возможной ротацией между группами.

Для выработки навыков самостоятельной работы учащим­ся математических и естественно-научных классов предлагают­ся на выбор темы учебно-научных проектов, над которыми они работают в течение года, а иногда и двух-трех лет, как правило, под руководством сотрудников ЛПТ. Лучшие проекты отмеча­ются и заслушиваются на ежегодной научно-практической конференции по математике, информатике и физике. В ходе конференции с обзорными лекциями выступают ведущие ученые ИГУ

Как уже отмечалось, ГИ принадлежит к инновационным учебным заведениям, и как следствие, отдельные моменты организации ее работы достаточно дискуссионны. Но, нам представляется, в целом этот педагогический эксперимент можно оценить положительно, а опыт преподавания математики — заслуживающим распространения.

Значительная часть (около 80%) выпускников математи­ческих классов ГИ ежегодно поступает в ИГУ. Остальные (за исключением единиц) поступают в другие ВУЗЫ. Как правило, выпускники ГИ составляют ядро среди студентов младших курсов математического и некоторых других факультетов ИГУ. Так, за последние три года от 4% до 11 % от числа студентов начальных курсов математического, физического и химического факультетов являются выпускниками ГИ.

Опыт преподавания математики в ГИ оказывается полез­ным в работе учителей математики школ города и области. Сотрудники ЛПТ на базе ГИ приняли участие в нескольких семинарах и провели ряд открытых лекций и практических занятий по отдельным темам общего и специальных курсов математики.

Разработанные в ЛПТ программы проходят адаптацию в некоторых школах области с углубленным изучением математи­ки и физики.

Накопленный опыт преподавания математики в ГИ при ИГУ распространяется посредством методической литературы.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector