РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В КОНЦЕ XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Развитие процесса колонизации края, продвижение границ России на Восток, дальнейшее втягивание сибирских окраин в общероссийскую систему экономических отношений, политических и культурных связей

вызвало потребность не только в увеличении просто грамотных людей, но и в подготовленных специалистах для различных отраслей хозяйа на.

Светская профессиональная школа Восточной Сибири была пред­ставлена навигацкими школами, горно-заводскими училищами, учили­щем для детей канцелярских служителей, образовательными затмениями военного ведомства.

Важным направлением в распространении специальных знаний в Восточной Сибири в первой половине XIX века ввиду недостача профес­сиональных учебных заведений пало создание дополнительных курсов и классов при общеобразовательных учебных заведениях. Только при Ир- кутской гимназии было открыто несколько таких классов и специальных дисциплин — ветеринарный класс, китайский и маньчжурский языки, су­допроизводство. Обычно специальные классы и дополнительные курсы открывались по ходатайству местной общественности. Мишклерано на­родного просвещения не занималось разработкой содержания об\чсния в них.

Нередко индифферентную политику в отношении профессиональ­ных учебных заведений проводила и местная администрация. ОIкрыше некоторых специальных учебных заведений по этой причине з;ия1 ивалось на длительный срок. Около 30 лет шла переписка между местной админи­страцией и центральными властями об учреждении в г. Иркутске школы для детей крестьянских и инородческих по подготовке грамотных волост­ных писарей, школы межевшиков.

В Сибири в то время не было ни одного сельскохозяйственного учебного заведения. Из положения выхолили отправкой сибиряков в учебные заведения центральной России.

Сибирская промышленность формировалась как многоотраслевая» Не развитие сопровождалось постепенным отделением ремесла 01 сель­ского хозяйства, дифференциацией ремесел. В условиях дифференциаций ремесленного труда возникала необходимость обучения ремесл\ путев! специально организованного индивидуального ученичества.

Медицинское образование первоначально развивалось частным образом, а с первой половины XIX века государство, стремясь поддер­жать врачебное дело, выделяло средства на содержание учеников при го­родской врачебной управе.

Военная школа Восточной Сибири на протяжении XVIII — первой половины XIX веков функционировала в различных формах — гарнизон­ные школы, военно-сиротские отделения, полубатальон военных канто­нистов, военное училище. Часто профессиональные учебные заведения в связи с недостатком общеобразовательных школ были вынуждены брать на себя задачи первоначальной подготовки. Особенно это касалось школ военного ведомства.

В Восточной Сибири функционировали и различного рода частные специальные курсы, имевшие статус профессиональных школ.

Таким образом, в Восточной Сибири, как и по всей России, в пер­вой половине XIX века начинают складываться элементы будущей систе­мы специального образования. Количество профессиональных учебных заведений, конечно, было недостаточным и не удовлетворяло потребно­сти региона. В решении вопроса о специальном образовании в Восточной Сибири частая и общественная инициатива играла значительно боль­шую роль, нежели в области общеобразовательной школы. Как правило, правительство открывало специальные учебные заведения, дополнитель­ные классы и курсы только в том случае, если городские общества или от­дельные лица обязывались финансировать их. Особенность профессио­нальной школы изучаемого периода состояла в том, что она часто выхо­дила за рамки узкой профессиональной направленности и готовила спе­циалистов. способных работать в различных сферах деятельности.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector