Общеизвестно, что значительная часть выпускников общеобразовательных средних учебных заведений и, особенно, школ с углубленным изучением отдельных циклов предметов после поступления в вузы оказываются выпавшими из поля «опеки и восхищения» преподавателей. Нередко это заканчивается снижением показателей в сессию, падением интереса к обучению в сознательно (!?) выбранном вузе и на 2-3 курсах большая часть выпускников инновационных школ не отличается от прочих, а некоторые и вовсе пребывают на грани отчисления.
Понимание важности подобных проблем привело к тому, что начиная с 1988 г. группа молодых преподавателей и аспирантов ИГУ сначала как неформальное объединение, а с 1992 г. в виде открытой в ИГУ лаборатории педагогического творчества, занялась изучением вопросов, связанных с адаптацией и обучением способных школьников из отдаленных и сельских районов Иркутской области. Первоначально полигоном для подобных изысканий была выбрана школа-интернат №21 (с 1989г. гимназия-интернат №1) г. Иркутска. За период (1988—1995 гг.) работы нашей группы в гимназии, где наряду с иркутянами обучалось от 1/4 до 1/3 приезжих из области и региона, была создана система обучения и приобщения к элементам научных исследований способных учащихся. В 1995 г. был открыт лицей ИГУ и теперь эксперимент продолжается на его базе.
Отличительной особенностью нашего подхода к педагогическому процессу при довузовской подготовке учащихся является то, что наряду с традиционно «школьными» предметами и обычными спецкурсами учащимся предлагаются и сравнительно новые, такие как дискретная математика. Введение в программу такого предмета (по сути, цикла дисциплин) является не самоцелью, а необходимостью развития дискретной компоненты мышления каждого учащегося.
На довузовском этапе обучения трудно переоценить элемент занимательности и игры при первых шагах в науку. При этом не следует ограничиваться только решением занимательных задач, хотя и этому аспекту следует уделить свое место. Несомненна необходимость привлечения и других, в том числе и внеурочных, форм — конкурсы рисунков и/или сочинений по данному предмету, выпуск тематических стенгазет, заседания КВМ (клуба веселых математиков) и других подобных клубов, ряд обязательных спецкурсов и факультативов по выбору и т.д.- Особенно полезной представляется система курсовых работ, которой охватываются все учащиеся лицея. Тематика этих работ определяется научным руководителем, в качестве которого в 10-11 классах, как правило, выступают сотрудники ИГУ. Результаты лучших работ, а это далеко не всегда просто рефераты, докладываются на ежегодной научно- практической конференции по всем разделам специализации: от математики до истории. Получение диплома и денежной премии повышает престиж учащегося в глазах одноклассников и служит дополнительным источником мотивации стремления к научной деятельности. Признание успехов лицеистов в процессе приобщения к науке не ограничивается школьным уровнем. Так,на областной научно-практической конференции школьников «В мир творчества, в мир науки» (Иркутск, 1996 г.) приняло участие 2 лицеиста (секция математики: дипломы 1 и 2 степени), на региональном туре конгресса «Шаг в будущее» (г. Усолье-Сибирское, 1997 г.) участвовало 8 человек (секции математики, экологии и физики: 3 диплома 2 степени), на XXXV Международной студенческой конференции (г. Новосибирск, 1997 г.) выступление А.Баранчука (рук. — доцент О.В.Кузьмин) оценено дипломом 1 степени (секция школьников). Работа в этом направлении продолжается.
Гораздо сложнее организовать научную работу лицеистов и гимназистов, ставших уже студентами — здесь приходится иметь дело не с одним учебным заведениём, а со многими факультетами, разделенными не только административно, но и территориально. И если на математическом, физическом и химическом факультетах, на которых учится большая часть выпускников инновационных школ, наши бывшие ученики (а теперь наши студенты.1} выделяются из общего потока, то о других факультетах подобного сказать пока нельзя. То, что подготовленные нами в довузовский период студенты могут быть привлечены к серьезной научной работе, уже дает свои первые плоды — среди них есть «Соросовские студенты», двое обучаются в аспирантуре, один проходит стажировку, есть будущие соискатели ученых степеней. Но все же успехи, при надлежащем контакте с факультетами, могли быть и больше.
С другой стороны, работая со школьниками, сотрудники лаборатории добиваются признания (четыре «Соросовских учителя средней школы» и один «Соросовский доцент»), опубликован ряд научных и методических статей и разработок, издано учебное пособие и сборник научных трудов. Второй подобный сборник подготовлен к печати.
В заключение отметим, что эксперимент по организации цепочки «школьник — студент — аспирант — научный работник» переходит к третьей
фазе, примем вторая требует корректировки, полученные текущие выводы требуют обсуждения широкой педагогической (как школьной, так и вузовской) общественности.