Современное состояние школьного образования характеризуется ухудшением здоровья субъектов образовательного процесса. К школьным факторам неблагоприятно влияющим на здоровье относятся: санитарно-эпидемиоло-гическое неблагополучие образовательных учреждений, чрезмерная интен-сификация учебного процесса, отсутствие ориентации на индивидуально-типологические особенности и психосоматическое здоровье школьника. К числу наиболее актуальных проблем относится низкая валеологическая компетент—ность педагогов всех категорий. Носителем валеологической культуры в школе является педагог-валеолог. Формирование профессиональной компетентности педагога-валеолога в вопросах педагогической валеологии является актуальной проблемой профессиональной подготовки валеологов.
Педагогическая валеология — интегральная область знаний о валеологичес-ком воспитании человека, направленном на сохранение, укрепление и формирова-ние здоровья на всех этапах онтогенеза. Образовательные учреждения, являясь социальными институтами, обязаны осуществлять работу по сохранению и укреплению здоровья. Вся образовательная система должна воспитывать и разви-вать потребность у дошкольников, учащихся, студентов, взрослых быть здоровым и формировать здоровый образ жизни.
Изучение данного курса связано с такими дисциплинами как: «Возрастная физиология», «Возрастная психология», «Психофизиология», «Педагогическая психология», «Общая и прикладная валеология».
Программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по спе-циальности 040700 — «Валеология», учебным планом переподготовки по специаль-ности «Педагог-валеолог» Кемеровского облИУУ, потребностями системы обра-зования области.
Целью данного курса является — формирование у валеологов системы знаний и умений, обеспечивающих создание в образовательном учреждение здоровье сбере-гающих условий воспитания и образования.
Задачи курса:
· познакомить слушателей с научными основами педагогической валеологии, раскрыть содержание дисциплины;
· сформировать у слушателей представления о формах и методах валеологи-ческой работы в образовательных учреждениях;
· создать предпосылки для практической реализации валеологических зна-ний в профессиональной деятельности
Курс включает разделы: Введение педагогическую валеологию; Теорети-ческие основы содержания валеологического образования.
Особенностью данного курса является ориентация на региональные дости-жения в развитии валеологии и опыт деятельности центров научных основ здо-ровья и развития. Эффективной реализации программы способствуют материалы к курсу лекций «Введение в проблемы общей и прикладной валеологии», разра-ботанные составителем программы.
Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий. Особое место в овладении данным курсом отводится практике слушателей в образовательных учреждениях области, имеющих валео-логические службы.
В результате изучения курса слушатель должен знать основные понятия и методы педагогической валеологии, понимать ее интегрированную специфику; организационные формы валеологического воспитания и образования; основные образовательные программы по валеологии и алгоритм их построения; концеп-туальные основы непрерывного валеологического образования; законодательные акты и нормативные документы о здоровье детей; принципы организации адап-тационного-реабилитационного пространства области и основы управления валео-логическим образованием;
уметь выбирать адекватные методы и средства решения образовательных валеологических проблем; выбирать оптимальные методики оценки и подержания работоспособности учащихся и учителей; анализировать образовательный процесс с валеологической точки зрения; использовать имеющийся опыт разработки про-грамм здоровья индивидуально для ребенка, группы, класса, учебного заведения.
Курс общим объемом 40 часов включает 30 часов лекционных и 10 часов семинарско-практических занятий. Курс завершается экзаменом. Условие допуска к экзамену является прохождение слушателем практики в центрах здоровья и образовательных учреждениях области.