ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА СРЕДСТВАМИ ПРАВА

Прежде, чем непосредственно обратится к предмету нашего исследова­ния, следует определиться с тем основным термином, который будет использо­ваться нами в данной работе, с понятием «экологическая безопасность».

Ни законодательство, ни теория права не предлагают сегодня единого, Устоявшегося, «легитимного» определения. Наиболее же устоявшимися (рас- пространенными) видятся следующие смысловые составляющие данного поня­тия: 1) отсутствие опасности экологическим основам жизни и здоровья, разви- Гию человека; 2) система мер различного характера, направленных на обеспе-

ченис безопасности жизни и здоровья человека; 3) состояние защищенности общества от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды и т. д. На основе анализа вышеизложенного представляется наиболее оптимальным определение экологической безопасности как состояния защищенности чело­века и общества, окружающей природной среды в целом и отдельных природ­ных объектов от неблагоприятных последствий антропогенных воздействий на окружающую природную среду и негативных природных факторов.

Определившись таким образом с основным, используемым нами, поняти­ем, мы можем предположить, что обеспечение экологической безопасности может достигаться различными средствами и способами, основными из кото­рых, очевидно, будут являться экономические, политические, идеологические и, наконец, правовые.

Кажется, что систему правовых средств обеспечения экологической безопасности в Байкальском регионе возможно рассматривать в трех взаимо­связанных смыслах: I) как законодательство, т. е. систему нормативно- правовых актов различных уровней, содержащих определенные правовые нор­мы; 2) как правовой механизм обеспечения экологической безопасности (т.е. собственно эколого-правовые нормы в комплексе, во взаимосвязи); 3) как пра­воприменительную практику (точнее, систему реализации на практике соответ­ствующих норм права). Нашему вниманию в данном исследовании будут в первую очередь подлежать первые два направления.

Рассмотрим основные элементы правового инструментария по обеспече­нию экологической безопасности в байкальском регионе.

К нормативно-правовым актам, содержащим общие положения по обес­печению экологической безопасности, следует отнести: Конституцию РФ, За­кон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Федеральные законы РФ «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных терри­ториях», «Об отходах производства и потребления», Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ и между субъек­тами РФ, международные Договоры и Соглашения РФ. В данный же раздел следует отнести ряд «экологизированных» НГ1А, регулирующих, в первую оче­редь, вопросы юридической ответственности.

Основными специальными нормативно-правовыми актами в рассматри­ваемой сфере являются: Водный Кодекс РФ, Лесной Кодекс РФ, Земельный Кодекс РСФСР, Закон РФ «О недрах», Федеральный закон РФ «О животном мире», ряд региональных нормативно-правовых актов. Эти акты содержат об­щие требования по отдельным природным ресурсам и представляют собой от­носительно замкнутые системы нормативного материала.

Особое значение имеют Федеральные законы РФ 1997 года: «О промыш­ленной безопасности опасных производственных объектов» и «О безопасности гидротехнических сооружений». Законы устанавливают общие и специальные требования безопасности, закрепляют требования при проектировании, строи- чельстве, приемке в эксплуатацию и эксплуатации опасного производственного объекта, а также по готовности к действиям по ликвидации последствий аварии на таких объектах.

Среди специальных нормативно-правовых актов, непосредственно регу­лирующих эколого-правовые отношения в области охраны озера Байкал и обеспечения экологической безопасности в регионе, следует назвать Ком­плексную федеральную програмхму по обеспечению охраны озера Байкал и ра­ционального использования природных ресурсов его бассейна. На ее основе в 1995г. В Иркутской области была разработана Комплексная Программа «Бай­кал», в которой обобщаются и детализируются мероприятия для улучшения экологической обстановки на Байкале, осуществление которых планируется на территории области.

Не является нормативно-правовым актом в собственном смысле слова, однако примыкает к данному комплексу и тесно с ним взаимосвязана, разраба­тываемая в 97-98 годах Стратегия сохранения биоразнообразия экосистемы озера Байкал. Документ, с одной стороны, предполагает анализ проблем сохра­нения биоразнообразия. С другой стороны, включает обоснование и создание общей для Байкальского региона стратегии в области природопользования и охраны природных ресурсов. Эта стратегия должна обеспечивать поддержание или улучшение современного состояния биоразнообразия экосистемы в тече­нии неопределенно длительного времени, с учетом перспектив социально- экономического развития региона. Помимо конкретных предложений в нее включены оценка биоразнообразия, анализ ситуации и план действий.

27 октября 1998г. Государственная Дума РФ приняла новый вариант За­кона «Об охране озера Байкал» в первом чтении и направила его на рассмотре­ние в регионы. Основными положениями проекта как и прежде остаются: ! )выделение на основании принципа зонирования на территории байкальского региона трех зон с различным правовым и хозяйственным режимом (централь­ной, буферной и атмосферного влияния), 2)применение в первую очередь ме­тода императивного регулирования (установление жестких запретов на ряд ви­дов деятельности и т.п.), 3)перенос основной тяжести управления на уровень федеральных специально уполномоченных органов (весьма неясно обозначае­мых законодателем) и т.д. На наш взгляд, проекту присущи, в целом, все те же недостатки прошлых документов, последний из которых был летом 97г. откло­нен Президентом РФ. Авторам представляется необходимым разработка со­вершенного иного Федерального Закона, основными концептуальными идеями которого будут: 1)опора на международно-правовой статус озера как Участка Всемирного Природного Наследия, 2)отказ от использования в качестве основ­ного административного метода правового регулирования и, как следствие, ус­тановление основ экономического механизма охраны озера, 3)запрет установ­ления временно согласованных норм антропогенных воздействий, 4)создание специального органа управления охраной и использованием региона и т.д.

Закрепленные в нормативно-правовых актах методы, способы и мерЬг правового регулирования в своей совокупности должны составлять правовой механизм обеспечения экологической безопасности в регионе, однако этого ^ происходит в силу различного рода причин, основа которых лежит, на на^ взгляд, в противоречии между фактом возрастающего антропогенного воздев ствия на экосистему озера Байкал и отсутствием политической и экономичен ской воли к созданию и реализации эффективных правовых средств охраны.

Авторы считают, что в настоящее время наиболее актуальными элемен- тами такого механизма должны стать следующие:

1)       Создание нормативно-правовой системы, специализированно регули­рующей охрану окружающей природной среды региона. Во главе данной сис­темы должен стоять Федеральный Закон «О Байкале», основанный на указан­ных ранее принципах, ряд подзаконных актов федерального уровня («Нормы экологически допустимых антропогенных воздействий» и т.п.), межрегиональ­ные договоры и соглашения;

2)      Создание межрегионального органа управления в данной сфере на ос­нове делегируемых такому органу полномочий субъектами федерации, в част­ности, права на принятие общеобязательных нормативно-правовых актов в об­ласти охраны окружающей природной среды;

3)     Создание единой системы особо охраняемых природных территорий в регионе, выделение охранных зон и округов существующих территорий, защи­та от антропогенного воздействия территорий, непосредственно прилегающих к населенным пунктам;

4)      Создание единой Байкальской специализированной природоохранной прокуратуры;

5)    Создание и развитие экономического механизма охраны природы, включающего такие элементы, как обязательность договора на комплексное природопользование, экологическое страхование, экологическая паспортиза­ция объектов антропогенного воздействия и территорий и т.д.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector