Часто говорят: «Дети – цветы жизни». Но ведь цветы расцветают и увядают за очень короткий срок. «Цветы мы не считаем – потому что они эфемерны», — сказал герой «Маленького принца». Скорее, ребёнок похож на маленькое деревце.
Воспитать ребенка – такое же непростое дело, как и вырастить дерево. Ведь чтобы кого-то хорошо воспитать, необходимо самому быть культурным человеком. Чтобы вырастить дерево, нужно понимать, что влияет на его рост, какими удобрениями нужно орошать почву вокруг дерева, какие насекомые могут оказаться для него вредными, как уберечь его от засухи или гниения и многое другое. К сожалению, плохой воспитатель нанесет гораздо больше ущерба обществу, чем садовод – саду. Ведь многие объекты природы способны регенерировать, попросту говоря – самовосстанавливаться: если у дерева отрубить ветвь, то, скорее всего, она вырастет снова. Но регенерация обусловлена некой программой, заложенной мирозданием в клетки деревьев; мозг ребенка же – «лист белой бумаги: иногда напишется хорошо, а иногда дурно», то есть мудрый родитель должен «писать программу» самостоятельно, учитывая прирожденные особенности детской психики.
Как сложно не загубить неправильной «заботой» дерево, так и в воспитании самое сложное – это заложить в детское сознание такие программы и модели поведения, чтобы он мог жить в ладу с собой и окружающими, отличал добро от зла и правду ото лжи, прожил бы жизнь достойно и не дискредитировал бы своих родителей. Если пустить рост на самотек, то дерево засохнет, а ребенок рано или поздно не выживет.
Многие говорят, что деревья способны чувствовать человека и понимать его. Возможно, это иллюзии, но одно ясно – и ребенок, и молодое деревце нуждаются во внимании и уходе.
Похожие статьи