Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по курсу «Философия».

 

1.        Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

2.        Философия, ее предмет, проблемы и роль в обществе, основные функции.

3.        Философия и наука. Проблема научности философии.

4.        Человек в мире и мир человека – главные проблемы философии.

5.        Исторические условия возникновения и развития античной философии, ее основные черты и значение в мировой истории.

6.        Милетская школа античной философии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит).

7.        Пифагореизм и элейская школа в античной философии (Ксенофан, Парменид, Зенон элейский).

8.        Атомистика Демокрита и Эпикура в античной философии.

9.        Софисты и Сократ в античной философии.

10.     Объективноидеалистическая философия Платона, его социально-политические взгляды.

11.     Философия Аристотеля, ее место и роль в истории философии.

12.     Эллинистически-римская философия (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм).

13.     Основные черты средневековой философии, ее религиозный характер. Проблемы разума и веры. Реализм и номинализм.

14.     Философия эпохи Возрождения. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Натурфилософия, пантеизм; социально-политические концепции.

15.     Основные черты философии Нового времени, ее связь с наукой.

16.     Проблема метода в философии Нового времени. Эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт).

17.     Идеология и философия Просвещения. Концепция общественного договора.

18.     Природа и познание, человек и общество в философии французского материализма XVIII в.

19.     Основные особенности теории познания И. Канта.

20.     Объективно-идеалистическая  система Гегеля. Идеи историзма и диалектики.

21.     Антропологический материализм Л. Фейербаха.

22.     Основные черты марксистской философии. Проблемы отчуждения, практики, насилия, свободы. Материалистическое понимание истории.

23.     Основные характеристики философии позитивизма и неопозитивизма. Проблема взаимосвязи философии и науки.

24.     Основные черты и особенности философии жизни и экзистенциализма: проблемы человека, свободы, жизни и смерти.

25.     Основные характеристики философии неотомизма: проблемы веры и разума, добра и зла, науки и религии.

26.     Особенности русской философии XIXXX веков: проблемы человека, свободы, исторических судеб России.

27.     Философия русского космизма: идеи гармонии разума и природы.

28.     Философский смысл проблемы бытия. Основные виды и диалектика бытия.

29.     Понятие материи в философии, его мировоззренческое и методологическое значение.

30.     Движение как способ бытия материи. Основные формы движения материи, их диалектика.

31.     Пространство и время как формы существования материи. Особенности пространственно-временных свойств на различных уровнях организации материи.

32.     Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Объективная и субъективная диалектика. Метафизическая концепция развития.

33.     Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

34.     Проблема противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей.

35.     Диалектическое отрицание. Закон отрицания отрицания.

36.     Природа и общество. Живая и неживая, естественная и искусственная природа.

37.     Природа и сущность человека. Основные проблемы антропосоциогенеза.

38.     Сущность отражения. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения. Сознание – высшая форма отражения действительности.

39.     Проблема идеальности и субъективности сознания. Сознание и деятельность.

40.     Сущность познания. Субъект и объект познания. Практическая обусловленность познания.

41.     Диалектика чувственного и рационального в познании.

42.     Проблема истины в философии.

43.     Понятие науки, основные функции науки. Особенности научного знания.

44.     Строение научного знания. Эмпирическое и теоретическое познание.

45.     Научный метод и методология. Классификация методов научного познания.

46.     Сущность материалистического понимания истории.

47.     Материальное производство – основа жизни общества. Способ производства и его структура. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

48.     Общественно-экономическая формация и ее структура. Формация и реальное общество. Проблема многовариантности исторического процесса.

49.     Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура и закономерности развития.

50.     Философия истории XX в.: теории индустриального, постиндустриального, информационного общества; концепции технологического детерминизма.

51.     Культура и цивилизация; исторические судьбы цивилизации.

52.     Человек, индивид, индивидуальность, личность. Нравственные основы личности. Проблема свободы личности. Диалектика исторической необходимости и свободы личности.

53.     Понятие прогресса. Объективный критерий и типы социального прогресса. Соотношение научно-технического, социального и нравственного прогресса.

54.     Глобальные проблемы современности: сущность, критерии, способы решения.

55.     Современная западная философия. Футурологические модели общества.

56.     Единство и многообразие мировой истории. Объективные предпосылки, закономерности и этапы формирования всемирной человеческой истории.

57.     Экологическая проблема, ее научные, социально-философские и этико-гуманитарные вопросы.

58.     Научно-техническая революция: сущность и специфика современного этапа.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h