Представители различных теоретических Ориентации сходятся во мнении, что проблемы, приобретаемые ребенком в процессе развития, и часто вызывающие беспокойство родителей, как правило, представляют собой результат отсутствия именно со стороны родителей позитивного воздействия, внимания и уважения к растущей личности.
Являясь важнейшим звеном в социализации ребенка и, одновременно, закрытым для постороннего вмешательства микромиром, семья, на сегодняшний день, оставляет открытыми и но большей части неразрешенными важные для психологической практики вопросы диагностики. Особенно актуальными вопросы изучения семьи, семейных отношений, используемых родителями воспитательных приемов, становятся в связи с обострившейся проблемой семейного насилия и жестокого отношения к ребенку.
Использование существующих стандартизованных методов изучения семьи не всегда позволяет психологу составить адекватное представление о внутрисемейных отношениях, отграничить искажаемую родителем информацию от реального семейного состояния, поэтому картина семьи часто раскрывается в сглаженном варианте. В то же время некоторые особенности поведения ребенка, подростка могут свидетельствовать о существовании серьезных проблем в семейном воспитании. Подобные противоречия обращают психолога к поиску средств, способных отразить реальную воспитательную атмосферу семьи.
Масл ичным решением проблемы объективности диагностической информации о семейном воспитании может являться получение обратной связи со стороны самого ребенка, подростка. Однако субъеюивный образ семейных отношений, создаваемый подростком, не может являться достаточным условием адекватной диагностики и в любом случае требует дополнительной параллельной оценки родительской точки зрения на процесс воспитания.
Исходя из этого нами разработан опросник, позволяющий определить позиции родителей в отношении собственной системы воспитания детей, а получить важную для психолога информацию о действительной воспитательной практике родителей. Различные воспитательные приемы, как поощ* ряющие, так и запрещающие, родителям предлагается оценить, используя пятибалльную систему, по двум шкалам: по степени их применения (на- сколько часто используются) и степени эффективности (насколько результативны для целей воспитания). Опросник заполняется родителями анонимно, лишь с указанием своего пола и уровня образования и пола ребенка, использование же шифра позволяет в дальнейшем соотнести результаты родителей с диагностическими данными ребенка.
Апробация методики проводилась при выявлении особенностей воспитательной практики родителей подростков. Количественная обработка результатов не выявила каких-либо негативных моментов в воспитательных действиях родителей. Гак, большинство родителей оценивались в качестве часто используемых и в достаточЕтой степени эффективных такие действия, как словесное поощрение ребенка, его безусловную по/вдержку, совместное обсуждение поведения подростка и выражение неодобрения с объяснением родительской позиции. Одновременно с этим негативную оценку родителей получали такие воспитательные воздействия как физические наказания, запретительные и контролирующие приемы, игнорирование ребенка. Необходимо отметить достаточный процент родителей (до 40%), затрудняющихся оценить эффективность различных воспитательных действий. Подобный отказ можно рассматривать как следствие действия механизмов психологической защиты, нежелание родителей посвящать посторонних в семейные процессы, а так же как отсутствие осознания связанности целей и средств воспитания.
Большую информацию позволила получить качественная обработка результатов опросника, которая в отдельных случаях помогала прояснить воспитательную картину в семьях подростков: варьирование методов воспитания, их системность, соотношение, то есть то, что невозможно было понять, например, из диагностируемых типов семейного воспитания по опроснику Э, Г. Эйдемиллера. Так, выявляется противоречивость в оценке родителями некоторых воспитательных приемов: высоко оценивается эффективность мер воспитания, построенных на регламентации, контроле, принуждении и при этом отмечается их редкое использование, и наоборот, методы принятия и доверительного отношения к подростку получают высокие баллы по шкале применения и низкие по степени эффективности. Свойственна воспитательным принципам родителей и амбивалентность: частым сочетанием являются высокие оценки но обеим шкалам в отношении двух взаимоисключающих методов воспитания, например, безусловной поддержки и помощи ребенку, и одновременно, лишение ребенка этой поддержки и доверия,
или совместное обсуждение негативных моментов в поведении ребенка и жесткая регламентация его действий.
Структура опросника позволяет в зависимости от диагностических целей варьировать в его содержании различные воспитательные приемы. Так, включение разных, но однотипных по характеру воздействия воспитательных методов (например, запретительные действия, жесткая регламентация, принудительные меры) позволяет проследить их соотношение и в то же время оценить степень согласованности ответов родителей.
Кроме того, что данный оиросник дает психологу возможность получить информацию о средствах воспитания в семье, его заполнение позволяет родителю на когнитивном уровне отследить реальные формы воспитательных воздействий, совпадение целей и средств воспитания, что само по себе выступает как коррекционный момент в работе с родителями.
В общем, использование данного опросника для оценки воспитательной практики родителей в семьях подростков позволило констатировать существование широкого круга проблем, непосредственно связанных с применением конкретных воспитательных приемов: их непоследовательность, бессистемность, расхождение целей и средств воспитания. Поэтому дальнейшее его применение в работе с родителями видится достаточно перспективным, он может являться существенным дополнением к другим методикам, изучающим особенности семьи и семейного воспитания. Подробный содержательный анализ ответов родителей служит отправной точкой для целенаправленной психокоррекционной работы с семьей и является основой для постановки вопросов, непосредственно касающихся методов воспитания ребенка.