Ахмеджаиоеа Т.Д.
институт экономики и лингвистики ИГУ, г. Иркутск
Ведущим стимулом познавательной активности является проблемность. «Начало мышления в проблемной ситуации». Проблемная ситуация — это психическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека тогда, когда он в ситуации решаемой им проблемы (задачи) не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними, знакомыми способами, а должен найти новый способ действия.
Проблемность — основная особенность познавательной деятельности человека, главная форма, в которой он охватывает действительность познанием, открывая нечто новое. Проблематизация свидетельствует о творческом, преобразующем, конструктивном характере мышления. Чрезвычайно существенным этапом, предшествующим подлинной проблематизации, является формулирование противоречия. Постановка и решение проблем имеет место в том случае, когда явления действительности становятся предметом мысли человека.
Образование — погружение личности в контекст культуры и воспитание человека культуры, а не только насыщение студента знаниями, как это зачастую бывает в школе и в вузе. В настоящее время, как правило, в высшей школе проходит обучение когнитивного типа, в котором процесс учения сводится к усвоению учебной программы и знаний, отобранных преподавателем.
Происходящие в наши дни глобальные политико-экономические изменения общества сделали актуальной потребность в изменении традиционного подхода к образованию. Это может быть такая организация обучения, при которой студенты учатся в процессе свободной самостоятельной деятельности, на собственном опыте, в ходе дискуссий, принимая собственные решения. Целью такого обучения является развитие личности, формирование ее культуры, в том числе информационной, ее самореализация. Одним из основополагающих в обучении становится принцип «развивающей помощи». Он состоит в том, чтобы не делать за человека, не указывать ему, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя, разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтобы он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них. Преподаватель выступает организатором учебной деятельности студентов, создает необходимые условия, позволяющие личности актуализировать свой потенциал, стимулировать свою интеллектуальную активность.
Проблематизация учебной ситуации призвана вызвать у студента состояние психологического затруднения, приводящее, в свою очередь, к активной мыслительной деятельности. Для возникновения мыслительной активности нужно выполнение определенных условий. Одно из них — наличие необходимой базы знаний по поставленной проблеме. Более того: «Процесс мышления возникает лишь при определенной степени несогласованности между усвоенными и усваиваемыми знаниями, соответствующей некоторой единице, определяемой творческими возможностями и уровнем развития субъекта. Собственно, только в этом относительно узком диапазоне рассогласования и возможен процесс мышления, приводящий к выявлению неизвестного в возникшей проблемной ситуации».
Сголь же необходимыми условиями «принятия» проблематизации учебной ситуации являются наличие «некоторого опыта активного учения и благоприятная, доброжелательная обстановка…».
Атмосфера «свободы учения» характерна тем, что студенты не боятся делать ошибки, свободно обсуждают проблемы, взаимодействуют в учении друг с другом, видят в преподавателе не только источник опыта и знаний, но и старшего члена группы.
Среди методов, с тимулирующих «свободу учения», можно выделить:
- использование разных источников знания — людей, книг, аудио- и видеотехники, мультимедийных средств и др.;
- организацию работы к группах разного состава;
- организацию учения как эксперимента, исследования;
- пробдематизацию учебных ситуаций и др.
Преподаватели, поддерживающие это направление, предлагают для создания атмосферы «открытого учения» использовать интегрированные занятия и курсовые проекты, организационно-деятельностные игры, программированные пособия, деловые игры и др. В построении организационных форм обучения предполагается создание условий, формирующих веру в успех при выполнении заданий и применении активных форм общения.
В процессе преподавания можно выделить следующие модели проблематизированных ситуаций:
- Ситуации, основанные на несоответствии знаний, имеющихся у учащихся, и теми, которые необходимы для разрешения данной учебной проблемы (информационная модель).
- Ситуации, основанные на необходимости выбрать нужную систему знаний из имеющихся (вероятная модель).
- Ситуации, основанные на противоречии между имеющимися знаниями и умениями и новыми практическими условиями их использования для разрешения поставленной проблемы (поведенческая модель).
Наиболее актуальным умением преподавателя в настоящее время, на наш взгляд, является умение проблематизировать ситуацию, учитывая основные дидактические требования: включение учащегося в деятельность, направление мыслительной деятельности в «нужное русло», чтобы проблема вызывала активный интерес и желание в ней разобраться, а ее решение опиралось на уже имеющиеся знания и опыт исследования.
Другим важным педагогическим умением можно назвать подготовку занятия-проблематизации в любой его форме (лекция, семинар, практикум, консультация). Представляется необходимым продумывать не только формальные стороны вопроса подготовки занятия (обеспечение всем необходимым материалом), но и форму осуществления руководства со стороны преподавателя.
Выделим еще одно непростое педагогическое умение — обсуждение полученных результатов и подведение итогов работы. На этом этапе важно, чтобы студент сумел прояснить все непонятные моменты и подойти к нужным выводам, испытал большое удовлетворение от работы и радость успеха.
Так как преподаватели работают с разными курсами, обучают разным предметам, имеют не только разный опыт организации студенческой деятельности, но и ее ироблематизации, то в каждой конкретной ситуации цели, задачи, способ учебной деятельности могут быть различными, при этом идея проблематизации, по нашему мнению, должна прослеживаться у всех участников учебного процесса.
Процесс формирования информационной культуры можно рассматривать как взаимодополняющий результат деятельности преподавателя и процессов саморазвития, идущих в самом студенте. Речь идет, следовательно, не о реанимации проблемного обучения в условиях вариативной развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Сегодня актуален вопрос о помощи преподавателю в изменении его представлений о мышлении студента, как о средстве формирования им самим системной информационной культуры — основания высококвалифицированной деятельности.
Решение этого вопроса возможно, если в образовательном процессе, в свою очередь, будет учитываться и реапизовываться принцип проблематизации, посредством которого эффективно формируются установки на организацию осмысленного учения, меняются в позитивную сторону установки на восприятие студентов, совершается отход от авторитарных методов в образовании, формируется информационная культура будущего специалиста.
На наш взгляд, процесс обучения нроблематизации учебной ситуации состоит из нескольких этапов.
В первую очередь, организуется деятельность по обучению студентов умению видеть вопросы в материале, формулировать и переформулировать их, выделять тип вопросов в зависимости от способа действия.
Затем организуется совместная деятельность студентов и преподавателей по анализу приемов создания проблемных ситуаций, трудностей в разворачивании проблемной ситуации, переводе ее в проблему, личностио- значимую для студента.
На следующем этапе студенты вовлекаются в проблематизацию учебной деятельности, учатся работать с гипотезами, возникающими в процессе решения поставленной проблемы.