О ПРЕПОДАВАНИИ ТОВАРОВЕДЕНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ ЗЕРНОМУЧНЫХ И ПЛОДООВОЩНЫХ ТОВАРОВ

Специфика преподавания товароведения продовольственных това­ров в вузе обусловлена более подробным изучением теоретических ос­нов производства, хранения, транспортирования продовольственных товаров по сравнению с преподаванием курса в средних учебных заве­дениях. Такое углубленное изучение, не ограничивающее студентов зна­комством лишь с органолептическими свойствами, требует создания расширенной материальной базы для проведения экспериментальных работ по определению физико-химических показателей качества пище­вых продуктов. В лаборатории товароведения и экспертизы товаров Ир­кутского университета имеется современное лабораторное оборудова­ние, позволяющее не только оценивать качество товаров по стандартным методикам, но и проводить исследовательские работы по влиянию раз­личных факторов на хранимоспособность продуктов с применением но­вых биохимических и физических методов. Следует отметить, что зна­чительная часть практических работ по предметам, связанным с товаро­ведением продовольственных товаров, проводится на базе биолого- почвенного и химического факультетов ИГУ, и это позволяет знакомить студентов с методами, применяемыми в лучших лабораториях центров стандартизации и метрологии России.

Практические занятия по товароведению и экспертизе зерномуч- ных и плодоовощных товаров организованы в виде лабораторных работ, в ходе которых определяются органолептические и физико-химические показатели качества предложенных продуктов. Студенты самостоятель­но изучают нормативную документацию и приведенные в ней методики определения того или иного показателя и после устного разбора постав­ленной задачи и знакомства с приборами приступают к выполнению ра­боты. Наиболее широкий круг показателей выявляется для хлебобулоч­ных изделий и продуктов переработки плодов и овощей, то есть для тех видов продукции, в которых предусматривается анализ отдельных штучных образцов. Анализ качества круп, муки и свежей плодоовощной продукции затруднен ввиду невозможности размещения в условиях ла­боратории товарных партий продуктов. Поэтому экспертиза этих про­дуктов, включая отбор средней пробы, изучается теоретически и под­крепляется выявлением лишь некоторых показателей качества. В конце каждого практического занятия каждый студент защищает свою работу, устно отвечая на вопросы преподавателя. В 2004 г. изданы методические указания к выполнению лабораторных работ по товароведению и экс­пертизе зерномучных товаров, в которых даны достаточно подробные пояснения по проведению опытов, пробоподготовке, использованию реактивов и материалов, приведен иллюстративный материал. В данной методической разработке также приведены требования по оформлению экспертного заключения, что способствует выработке навыков практи­ческой работы будущего товароведа-эксперта.

При изучении теоретического материала по вышеназванным кур­сам следует отметить недостаток литературы, в которой достаточно на­глядно и глубоко излагались бы основы производства и сохранения ка­чества продуктов питания. Это обстоятельство понятно, если учесть, что до недавних пор товароведение продовольственных товаров преподава­лось в основном в среднеспециаяьных учебных заведениях. Однако не­достаток литературы требует и от преподавателей, и от студентов боль­шой работы по поиску и систематизации разрозненных материалов. В связи с этим много внимания уделяется написанию студентами рефера­тов, курсовых работ, докладов по новейшим достижениям в области производства и товароведения продовольственных товаров, разработке преподавателями учебно-методических пособий. Также активно ведется поиск наглядных материалов, в основном с помощью глобальной сети Интернет, поскольку централизованное снабжение этими материалами в настоящее время отсутствует. Перспективным направлением дальней­шей работы представляется создание учебных фильмов, в том числе и с помощью компьютерной графики, в которых студенты могли бы воочию увидеть этапы производства отдельных групп товаров, разобраться в причинах появления некачественной продукции.

Большую помощь в преподавании товароведения в Иркутском уни­верситете оказывает учебно-методическое объединение при Российской экономической академии им. Плеханова, обеспечивающее кафедру но­выми методическими разработками крупнейших специалистов в области товароведения и экспертизы товаров.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector